В чём секрет образцовой школы
В Воронеже представили успешный опыт строительства социальных объектов
Воронеж стал третьим по счёту городом, где была проведена выездная просветительская программа «Городские экспедиции». В конце октября в столице Черноземья побывали представители региональных управленческих команд из 14 субъектов Российской Федерации. Руководители профильных министерств и ведомств, главные архитекторы городов, депутаты муниципальных загсобраний и другие специалисты, связанные с развитием городской среды, приехали для изучения лучших градостроительных практик и обмена опытом.
Особый акцент программы этого года – социальные объекты, которыми, как отмечают организаторы трехдневного интенсива, известен Воронеж. Один из наиболее показательных и интересных среди них – открывшаяся в этом году СОШ №109 в микрорайоне Подгорное. На примере проекта его команда показала, как простроить современную качественную школу от концепции до реализации.
Задать стандарты
Проект воронежской школы №109 реализован на таком качественном уровне, что именно с него, по словам заместителя председателя правительства Воронежской области Константина Кузнецова, началась «новая градостроительная политика региона». Стало возможным говорить о региональном стандарте качества для строящихся образовательных объектов: они перестают автоматически считаться хорошими, если не дотягивают до заданной высокой планки.
В чём секрет? Успешный проект рождается на стыке разных экспертных взглядов и вовлеченности всех участников проекта, начиная с компетентного заказчика. Именно он оказывает очень серьезное, иногда решающее влияние на конечный результат через постановку задачи, подбор команды исполнителей, контроль и согласование проекта на всех этапах реализации.
Второй важный момент – к чему стремиться? К каким эталонам? Какую задачу необходимо ставить архитекторам, что учесть в техническом задании и на что ориентироваться? Опыт Москвы, где действует стандарт «Московская школа», показывает: единые требования к качеству работ, к зонированию, к отделке и оснащению поднимают общий уровень исполнения проектов, делают его стабильно высоким. Главный архитектор проектов ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Александра Шевцова подчеркивает: «Смысл в том, хуже делать уже нельзя – можно только лучше».
Сила команды: когда «сделать хорошо» – общая цель
Универсального рецепта идеальной школы нет, но один из главных его «ингредиентов» – командная работа всех участников: архитектора, инженера, дизайнера, застройщика. Важны не только их профессионализм, но и способность коммуницировать друг с другом – умение слушать и слышать. Проект школы в Подгорном объединил команду заказчика и исполнителей общим желанием – «сделать хорошо». «Это желание при чётком распределении функций и совместной ответственности за результат становится «проектообразующим» фактором. Так в итоге складывается классическая «триада Витрувия» – польза, прочность, красота», – комментирует Александра Шевцова.
Встретившись с такими объективными сложностями, как недостаточная площадь и Г-образная конфигурация участка, сильный перепад рельефа, наличие рядом многоэтажной застройки, проектировщики сумели предложить такие решения, которые превратили «болевые точки» проекта в его достоинства. Отсюда – динамическая форма здания с перепадом этажности и криволинейными парапетами. Широкая лестница с оборудованными местами для отдыха, ставшая частью общественного пространства. Смелое решение с размещением уличной беговой дорожки, которую пустили под частью здания, подняв этаж на колонны. Так как по нормативам спортивное ядро должно иметь определенную площадь и быть полностью просматриваемым.
Дизайн, который воспитывает вкус
Когда школа уже обрела свой элегантный внешний облик в бежево-золотистых тонах, к реализации проекта было привлечено архитектурное бюро «ПАСП». Продолжая идеи, заложенные в экстерьере, новый участник проекта сформулировал свою концепцию дизайна внутренних помещений – «взрослая архитектура для детей». Она позволила уйти от стандартных подходов к «детским» объектам и соответствующих цветовых решений. Интерьер получился лаконичным и современным, с акцентными цветами, элементами «под дерево» и сдержанным декором, подчеркивающими характер и глубину пространства. Качественные интерьерные решения не всегда стоят сильно дороже, утверждает руководитель бюро Андрей Тютерев: «Важнее – постоянное участие в процессе реализации, кропотливое и внимательное. Это занимает много времени, но позволяет добиваться достойного результата».
Тщательная проработка дизайна внутренних помещений и внешней отделки способна придать уникальный облик даже типовым проектам. И здесь, чтобы не скатиться вновь к одинаковым школам с «3-ей улицы Строителей», стандарты должны быть не образцом для бездумного копирования, а ориентиром качества, который можно и нужно творчески перерабатывать.
Ещё одна полезная практика, которую стоит внедрять, – получение обратной связи после года-двух эксплуатации объекта и масштабирование подтвердившего свою эффективность опыта. Например, использование открытых вешалок в гардеробе или закрытых ящиков, раздвижных перегородок, позволяющих трансформировать пространство, прозрачных или полупрозрачных дверей, одноместных или сдвоенных парт и так далее. Отзывы, полученные от учителей, родителей и детей, важно критически оценивать: в работе над проектом архитектор должен оставаться ведущим, а не ведомым, не забывая при этом, для кого он это делает.
Что невозможно прописать ни в одном регламенте
Для участников «Городских экспедиций» самым насущным вопросом был механизм реализации такого проекта, как СОШ №109. Многих интересовала его стоимость и источники финансирования. По словам Сергея Загорули, руководителя компании «Спецстрой», выступившей генподрядчиком проекта, он не просто вписался в ограниченные рамки бюджетного финансирования. Он фактически не вышел за пределы сметы, составленной ещё на этапе проектирования. Как можно достичь такого результата? Возвращаемся к компетентности и профессионализму заказчика: на начальном этапе составления задания на проектирование он должен максимально вдумчиво подходить к требованиям. А на этапе проектирования и составления сметы исполнители в лице архитекторов должны также кропотливо прописывать технические характеристики строительных и отделочных материалов, оборудования, мебели и проч.
Отсюда вывод: реализация современных, стильных и продуманных решений не всегда требует колоссальных финансовых затрат. Но неизменно требует от всех участников процесса высокого профессионализма, искренней вовлечённости и, как сказал Константин Кузнецов, – порядочности. Эти «нематериальные» инвестиции сложно измерить математически, но именно они часто становятся решающими для успеха проекта.
Как отметила куратор программы «Городские экспедиции» Галина Пивовар, опыт реализации проекта школы №109 особенно ценен для участников интенсива в практическом контексте. Это не значит, что точно такая же школа будет построена в том или ином городе. Но лучшие практики, которые команда архитекторов и строителей наработала в процессе реализации проекта, могут перениматься и быть использованы для создания объектов сопоставимого качества в разных уголках нашей страны.
Справка
«Городские экспедиции» – выездная просветительская программа ДОМ.РФ, направленная на повышение эффективности разработки и реализации мастер-планов. Участниками трехдневного интенсива в столице Черноземья стала делегация из 40 представителей различных регионов страны. «Городские экспедиции» прошлых лет проходили в городе Дербент (Республика Дагестан) и в Нижнем Новгороде.