Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 г. № 1701

Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78-3 Воздушного кодекса Российской Федерации

 

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 30 ноября 2024 г. № 1701

 

МОСКВА

 

Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодексаРоссийской Федерации

 

В соответствии со статьей 783 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

Правила оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации.

2. Установить,что:

а)  положения подпункта "в" пункта 5 и пункта 6 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к пилотируемым воздушным судам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.;

б)  положения пункта 4,подпунктов "а" и "б" пункта 5 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к пилотируемым воздушным судам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;

в)  положения пункта 7,подпункта "а" пункта 8,подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к беспилотным авиационным системам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;

г)  положения подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к беспилотным авиационным системам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2030 г.;

д)  оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем,произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.,осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2026 г.,за исключением самолетов Сухой Суперджет,оснащение которых осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 3 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2029 г.;

е)  оснащение беспилотных авиационных систем,произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.,осуществляется в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 8 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2026 г.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.,за исключением:

подпунктов "в" - "д" пункта 8,подпунктов "б" - "е" пункта 9 и подпунктов "б" - "е" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2026 г.;

пункта 4,подпунктов "а" и "б" пункта 5,пункта 7,подпункта "а" пункта 8,подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2027 г.;

подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2030 г.

 

 

ПредседательПравительства Российской Федерации                              М.Мишустин

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ постановлениемПравительства Российской Федерацииот 30 ноября 2024 г. № 1701

 

ТРЕБОВАНИЯ к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности

 

1. Настоящий документ устанавливает требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

2. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием связи,поддерживающим двустороннюю радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами)и между экипажами воздушных судов,в случаях,предусмотренных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации,утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства) .

3. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием навигации,обеспечивающим выполнение полета воздушного судна в соответствии с его эксплуатационной документацией.

В оборудовании навигации пилотируемых воздушных судов и входящих в состав беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов,производимых на территории Российской Федерации,принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы,должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.

4. Пилотируемые сверхлегкие воздушные суда с максимальной взлетной массой более 115 килограммов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения.

5. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 495 килограммов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:

а)  оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

б)  оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция) ,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна,  - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в)  оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна,  - для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок.

6. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 15000 килограммов и газотурбинными двигателями или пилотируемые воздушные суда,на борту которых разрешен провоз более 30 человек,наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:

а)  оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

б)  оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна,  - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства и для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок;

в)  бортовой системой предупреждения столкновений,обеспечивающей определение взаимного расположения,траектории полета,скорости сближения по горизонтали и по вертикали и автоматическое уклонение от другого воздушного судна,оборудованного бортовой системой предупреждения столкновений и находящегося в опасной близости,  - для выполнения полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.

7. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0, 15 килограмма до 0, 25 килограмма,для выполнения визуальных полетов должны быть оснащены аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства.

8. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0, 25 килограмма до 30 килограммов,для выполнения визуальных полетов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:

а)  аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б)  оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения;

в)  системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

г)  бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации такого воздушного судна;

д)  оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

9. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0, 25 килограмма и более,для выполнения полетов за пределами прямой видимости наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:

а)  аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б)  оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна,  - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в)  оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию данного воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения,  - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

г)  системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

д)  бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;

е)  оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

10. Беспилотные авиационные системы для выполнения полетов беспилотных воздушных судов,входящих в их состав,на аэродромы и посадочные площадки совместно с пилотируемыми воздушными судами наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:

а)  аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;

б)  оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна,  - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

в)  оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения,  - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;

г)  системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;

д)  бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;

е)  оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

ж)  бортовой системой предупреждения столкновений,обеспечивающей автоматическое уклонение беспилотного воздушного судна от иного воздушного судна,находящегося в опасной близости,передачу данных о координатах и траектории полета беспилотного воздушного судна,скорости сближения беспилотного воздушного судна по горизонтали и по вертикали с иным воздушным судном,находящимся в опасной близости,передачу сигналов внешнему пилоту об опасном сближении с воздушным судном и рекомендаций по устранению опасного сближения;

з)  бортовой системой записи параметрической информации,обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета,информации о работе бортовых устройств и агрегатов,полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения беспилотного воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или)получения команды о возможности их стирания,а также оборудованием записи речевой информации.

 

 

__________

 

 

УТВЕРЖДЕНЫ постановлениемПравительства Российской Федерацииот 30 ноября 2024 г. № 1701

 

ПРАВИЛА оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации

 

1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - оборудование) .

2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием допускается при:

а)  изготовлении пилотируемых и беспилотных воздушных судов;

б)  модификации пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов типовой конструкции) ;

в)  изменении конструкции пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов нетиповой конструкции) .

3. Оснащение пилотируемых и беспилотных воздушных судов оборудованием осуществляется в соответствии с требованиями к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,утвержденными постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 30 ноября 2024 г. № 1701 "Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации",а также эксплуатационной,технической и иной документацией,утвержденной разработчиками пилотируемых и беспилотных воздушных судов.

4. Оснащение подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно при наличии у них сертификатов одобрения производственной организации,выданных в соответствии с федеральными авиационными правилами,утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации,или сертификатов организации по техническому обслуживанию,выданных в соответствии с федеральными авиационными правилами,утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации,либо с привлечением лиц,имеющих указанные сертификаты.

5. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем нетиповой конструкции,а также не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации пилотируемых легких,сверхлегких воздушных судов и беспилотных авиационных систем,не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ,оборудованием осуществляется владельцами указанных пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно,либо с привлечением лиц,имеющих сертификаты,указанные в пункте 4 настоящих Правил,либо с привлечением специалистов авиационного персонала,осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов.

 

 

___________

 

Источник: government.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии