Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 г. № 1701
Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи, навигации, наблюдения, автоматического предотвращения столкновений, к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, средствами криптографической защиты информации, сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием, предусмотренным пунктом 1 статьи 78-3 Воздушного кодекса Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2024 г. № 1701
МОСКВА
Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодексаРоссийской Федерации
В соответствии со статьей 783 Воздушного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
Правила оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации.
2. Установить,что:
а) положения подпункта "в" пункта 5 и пункта 6 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к пилотируемым воздушным судам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.;
б) положения пункта 4,подпунктов "а" и "б" пункта 5 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к пилотируемым воздушным судам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;
в) положения пункта 7,подпункта "а" пункта 8,подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к беспилотным авиационным системам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2027 г.;
г) положения подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,применяются к беспилотным авиационным системам,произведенным в Российской Федерации или ввезенным на территорию Российской Федерации после 1 марта 2030 г.;
д) оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем,произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.,осуществляется в соответствии с пунктами 2 и 3 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2026 г.,за исключением самолетов Сухой Суперджет,оснащение которых осуществляется в соответствии с абзацем вторым пункта 3 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2029 г.;
е) оснащение беспилотных авиационных систем,произведенных в Российской Федерации или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 марта 2025 г.,осуществляется в соответствии с подпунктами "в" - "д" пункта 8 требований,утвержденных настоящим постановлением,до 1 марта 2026 г.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2025 г.,за исключением:
подпунктов "в" - "д" пункта 8,подпунктов "б" - "е" пункта 9 и подпунктов "б" - "е" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2026 г.;
пункта 4,подпунктов "а" и "б" пункта 5,пункта 7,подпункта "а" пункта 8,подпункта "а" пункта 9 и подпункта "а" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2027 г.;
подпунктов "ж" и "з" пункта 10 требований,утвержденных настоящим постановлением,которые вступают в силу с 1 марта 2030 г.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлениемПравительства Российской Федерацииот 30 ноября 2024 г. № 1701
ТРЕБОВАНИЯ к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности
1. Настоящий документ устанавливает требования к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
2. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием связи,поддерживающим двустороннюю радиосвязь с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами)и между экипажами воздушных судов,в случаях,предусмотренных Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации,утвержденными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Федеральные правила использования воздушного пространства) .
3. Пилотируемые воздушные суда и беспилотные авиационные системы должны быть оснащены оборудованием навигации,обеспечивающим выполнение полета воздушного судна в соответствии с его эксплуатационной документацией.
В оборудовании навигации пилотируемых воздушных судов и входящих в состав беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов,производимых на территории Российской Федерации,принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы,должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС.
4. Пилотируемые сверхлегкие воздушные суда с максимальной взлетной массой более 115 килограммов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения.
5. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 495 килограммов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:
а) оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. (далее - Конвенция) ,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
в) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок.
6. Пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой более 15000 килограммов и газотурбинными двигателями или пилотируемые воздушные суда,на борту которых разрешен провоз более 30 человек,наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:
а) оборудованием наблюдения,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства и для выполнения полетов по приборам при осуществлении коммерческих воздушных перевозок;
в) бортовой системой предупреждения столкновений,обеспечивающей определение взаимного расположения,траектории полета,скорости сближения по горизонтали и по вертикали и автоматическое уклонение от другого воздушного судна,оборудованного бортовой системой предупреждения столкновений и находящегося в опасной близости, - для выполнения полетов в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.
7. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0, 15 килограмма до 0, 25 килограмма,для выполнения визуальных полетов должны быть оснащены аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства.
8. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0, 25 килограмма до 30 килограммов,для выполнения визуальных полетов наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:
а) аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
б) оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения;
в) системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
г) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации такого воздушного судна;
д) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
9. Беспилотные авиационные системы,включающие в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0, 25 килограмма и более,для выполнения полетов за пределами прямой видимости наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:
а) аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
в) оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию данного воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
г) системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;
е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
10. Беспилотные авиационные системы для выполнения полетов беспилотных воздушных судов,входящих в их состав,на аэродромы и посадочные площадки совместно с пилотируемыми воздушными судами наряду с оборудованием,предусмотренным пунктами 2 и 3 настоящего документа,должны быть оснащены:
а) аппаратно-программными средствами,не позволяющими выполнять полеты в пределах элементов структуры воздушного пространства,в которых предусмотрены запреты или ограничения использования воздушного пространства;
б) оборудованием радиовещательного автоматического зависимого наблюдения,обеспечивающим передачу информации в соответствии с приложением № 10 к Конвенции,или приемоответчиками,взаимодействующими с бортовыми датчиками воздушного судна, - для выполнения полетов в воздушном пространстве класса A или C в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
в) оборудованием удаленной идентификации,обеспечивающим формирование и передачу информации,содержащей опознавательный индекс,категорию такого воздушного судна,высоту его полета и координаты его местоположения, - для выполнения полетов за пределами контролируемого воздушного пространства в соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства;
г) системой экстренного прекращения полета,обеспечивающей принудительную посадку,или возврат беспилотного воздушного судна в точку вылета,или безопасное приземление беспилотного воздушного судна;
д) бортовыми огнями предотвращения столкновения (проблесковыми маяками)и аэронавигационными огнями,обеспечивающими световое излучение для идентификации беспилотного воздушного судна;
е) оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,обеспечивающим непрерывность обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном на протяжении всего полета беспилотного воздушного судна (за исключением участков маршрута полета,по которому беспилотное воздушное судно выполняет полет в автономном режиме)и имеющим средства криптографической защиты информации,сертифицированные в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
ж) бортовой системой предупреждения столкновений,обеспечивающей автоматическое уклонение беспилотного воздушного судна от иного воздушного судна,находящегося в опасной близости,передачу данных о координатах и траектории полета беспилотного воздушного судна,скорости сближения беспилотного воздушного судна по горизонтали и по вертикали с иным воздушным судном,находящимся в опасной близости,передачу сигналов внешнему пилоту об опасном сближении с воздушным судном и рекомендаций по устранению опасного сближения;
з) бортовой системой записи параметрической информации,обеспечивающей запись и энергонезависимое сохранение всех параметров полета,информации о работе бортовых устройств и агрегатов,полученных управляющих команд и формализованных сообщений в цифровом виде с момента включения беспилотного воздушного судна для выполнения полета до момента считывания этих данных и (или)получения команды о возможности их стирания,а также оборудованием записи речевой информации.
__________
УТВЕРЖДЕНЫ постановлениемПравительства Российской Федерацииот 30 ноября 2024 г. № 1701
ПРАВИЛА оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - оборудование) .
2. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием допускается при:
а) изготовлении пилотируемых и беспилотных воздушных судов;
б) модификации пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов типовой конструкции) ;
в) изменении конструкции пилотируемых и беспилотных воздушных судов (для воздушных судов нетиповой конструкции) .
3. Оснащение пилотируемых и беспилотных воздушных судов оборудованием осуществляется в соответствии с требованиями к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,утвержденными постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 30 ноября 2024 г. № 1701 "Об утверждении требований к оснащению пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием связи,навигации,наблюдения,автоматического предотвращения столкновений,к оснащению беспилотных авиационных систем оборудованием удаленной идентификации и оборудованием линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем,средствами криптографической защиты информации,сертифицированными в соответствии с требованиями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности,и Правил оснащения пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием,предусмотренным пунктом 1 статьи 783 Воздушного кодекса Российской Федерации",а также эксплуатационной,технической и иной документацией,утвержденной разработчиками пилотируемых и беспилотных воздушных судов.
4. Оснащение подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем оборудованием осуществляется владельцами пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно при наличии у них сертификатов одобрения производственной организации,выданных в соответствии с федеральными авиационными правилами,утвержденными в соответствии со статьями 8 и 37 Воздушного кодекса Российской Федерации,или сертификатов организации по техническому обслуживанию,выданных в соответствии с федеральными авиационными правилами,утвержденными в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации,либо с привлечением лиц,имеющих указанные сертификаты.
5. Оснащение пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем нетиповой конструкции,а также не подлежащих обязательной сертификации в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации пилотируемых легких,сверхлегких воздушных судов и беспилотных авиационных систем,не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ,оборудованием осуществляется владельцами указанных пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем самостоятельно,либо с привлечением лиц,имеющих сертификаты,указанные в пункте 4 настоящих Правил,либо с привлечением специалистов авиационного персонала,осуществляющих техническое обслуживание воздушных судов.
___________
Источник: government.ru