Постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2024 г. № 1697
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2024 г. № 1697
МОСКВА
О внесении изменений в постановлениеПравительстваРоссийской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые изменения,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа",утвержденную постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации,2014,№ 18,ст. 2155; 2019,№ 7,ст. 642; 2021,№ 52,ст. 9171; 2022,№ 51,ст. 9232; 2023,№ 40,ст. 7257; № 47,ст. 8443) .
2. Министерству экономического развития Российской Федерации разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" с изменениями,утвержденными настоящим постановлением,на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет",а также в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти,размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru) ,в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.
3. Признать утратившими силу:
абзацы шестьдесят второй и девяностый изменений,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа",утвержденных постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 16 декабря 2021 г. № 2335 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации,2021,№ 52,ст. 9171) ;
абзац шестьдесят пятый пункта 1 изменений,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа",утвержденных постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 9 декабря 2022 г. № 2268 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" (Собрание законодательства Российской Федерации,2022,№ 51,ст. 9232) ;
абзацы четырнадцатый - шестнадцатый,двадцать четвертый,сорок первый,сорок второй,шестьдесят восьмой,шестьдесят девятый и семьдесят первый пункта 2 изменений,которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа",утвержденных постановлениемПравительстваРоссийской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1933 "О внесении изменений в постановлениеПравительстваРоссийской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 309" (Собрание законодательства Российской Федерации,2023,№ 47,ст. 8443) .
4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ постановлениемПравительства Российской Федерацииот 30 ноября 2024 г. № 1697
ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа"
1. Раздел I изложить в следующей редакции:
"I. Оценка текущего состояния социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа
Северо-Кавказский федеральный округ включает в себя 7 субъектов Российской Федерации (Республика Дагестан,Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика,Карачаево-Черкесская Республика,Республика Северная Осетия - Алания,Чеченская Республика и Ставропольский край) . Площадь Северо-Кавказского федерального округа составляет 170, 4 тыс. кв. километров,численность населения на 1 января 2024 г. - 10251, 1 тыс. человек (7 процентов населения Российской Федерации) .
Высокая доля населения Северо-Кавказского федерального округа проживает в сельской местности. Так,по состоянию на 1 января 2024 г. во всех 7 субъектах Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,фактическое значение показателя "Доля сельского населения в общей численности населения" превышает среднероссийский уровень (25, 1 процента) : в Республике Дагестан - 54, 8 процента,в Республике Ингушетия - 45 процентов,в Кабардино-Балкарской Республике - 48, 3 процента,в Карачаево-Черкесской Республике - 58, 6 процента,в Республике Северная Осетия - Алания - 36, 7 процента,в Чеченской Республике - 59, 9 процента,в Ставропольском крае - 39, 2 процента.
Исключительными конкурентными преимуществами Северо-Кавказского федерального округа являются трансграничное положение,международные транспортные маршруты,высокий уровень газификации - 87, 6 процента (по Российской Федерации - 73, 1 процента) ,высокая доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения,соответствующих нормативным требованиям, - 66, 7 процента на 1 января 2024 г. (по Российской Федерации - 53, 4 процента) ,природно-климатические условия.
В Северо-Кавказском федеральном округе развит человеческий потенциал,который обусловлен естественным приростом населения за 2023 год на 55, 8 тыс. человек (по Российской Федерации убыль 500, 3 тыс. человек) ,высокой плотностью населения - 60, 1 человека на 1 кв. километр на 1 января 2024 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 8, 5 человека на 1 кв. километр) ,долей населения моложе трудоспособного возраста - 23, 3 процента на 1 января 2024 г. (в среднем по субъектам Российской Федерации - 18, 4 процента) .
При этом субъекты Российской Федерации,входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа,обладая высококонкурентными условиями для экономического развития,развитой инфраструктурой,в которую вложены значительные средства федерального бюджета и естественных монополий,имеют самые низкие показатели не только по основным макроэкономическим индикаторам,но и по уровню жизни людей.
По данным за 2022 год,совокупный валовый региональный продукт субъектов Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,является самым низким среди всех федеральных округов и составляет 3111, 3 млрд. рублей (2, 2 процента суммарного валового регионального продукта всех субъектов Российской Федерации) . При этом более 67, 9 процента валового регионального продукта всех субъектов Северо-Кавказского федерального округа обеспечивают Ставропольский край (1200 млрд. рублей,или 38, 6 процента)и Республика Дагестан (913, 3 млрд. рублей,или 29, 4 процента) .
По душевым показателям валового регионального продукта субъекты Российской Федерации,входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа,уступают большинству других субъектов Российской Федерации. В Ставропольском крае душевой показатель валового регионального продукта в 2, 3 раза ниже среднероссийского,а в остальных субъектах Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, - ниже в 3 раза и более.
Объем отгруженных товаров собственного производства,выполненных работ и услуг собственными силами (по 4 основным видам экономической деятельности)в Северо-Кавказском федеральном округе за 2023 год составил 1031, 7 млрд. рублей.
Динамика показателей экономики субъектов Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,характеризуется разнонаправленными тенденциями.
Строительство,агропромышленный комплекс и туризм в предыдущее десятилетие являлись ключевыми отраслями,обеспечившими экономический рост на территории Северо-Кавказского федерального округа. При этом производительность труда в ряде субъектов Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,растет. Так,производительность труда в 2022 году выросла в Кабардино-Балкарской Республике,Ставропольском крае,спад производительности труда наблюдается в Республике Дагестан,Республике Ингушетия,Чеченской Республике,Карачаево-Черкесской Республике и Республике Северная Осетия - Алания.
Вместе с тем Северо-Кавказский федеральный округ характеризуется слабой концентрацией производств продукции с высокой добавленной стоимостью,незначительным объемом сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и,как следствие,ключевой ролью малого и среднего предпринимательства в экономике - 29, 7 процента (по Российской Федерации - 22, 6 процента) .
Доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах варьируется от 19, 2 процента в Республике Ингушетия до 68, 2 процента в Ставропольском крае (по Российской Федерации - 82, 5 процента) . Низкая налоговая база не позволяет субъектам Российской Федерации,входящим в состав Северо-Кавказского федерального округа,обеспечивать многие показатели социально-экономического развития на уровне среднероссийских. Системной проблемой макрорегиона является дефицит и высокий износ энергетической и коммунальной инфраструктуры,что сдерживает приток инвестиций.
В результате в 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе по сравнению с иными субъектами Российской Федерации средняя заработная плата составила 56, 2 процента среднероссийского уровня,а уровень безработицы самый высокий в стране и составляет 9, 7 процента (по Российской Федерации - 3, 2 процента)на фоне развитого "теневого" сектора экономики.
Уровень занятости сельского населения в 2023 году в 4 субъектах Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,ниже среднероссийского значения (55, 6 процента) : в Республике Дагестан - 51, 3 процента,в Республике Ингушетия - 48, 9 процента,в Республике Северная Осетия - Алания - 55, 1 процента,в Ставропольском крае - 53, 1 процента.
В расчете на душу населения валовой региональный продукт Северо-Кавказского федерального округа в 3, 1 раза меньше среднего по Российской Федерации,объем инвестиций в основной капитал - в 2, 3 раза меньше среднероссийского уровня (самый низкий среди федеральных округов) .
В макрорегионе отмечаются недостаточный уровень развития финансово-кредитной сферы,высокая доля невозврата кредитов,которые ограничивают инвестиционную активность на территории макрорегиона. Основной проблемой работы сектора остается недостаточный объем кредитования бизнеса,в том числе среднесрочных и долгосрочных кредитов.
По данным Центрального банка Российской Федерации,по итогам 2023 года в Северо-Кавказском федеральном округе действовало только 7 головных офисов и 24 филиала финансово-кредитных организаций. При этом объем кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по Российской Федерации по итогам 2023 года составил 74395 млрд. рублей,в то время как аналогичный показатель по Северо-Кавказскому федеральному округу составил 490, 7 млрд. рублей,или 0, 66 процента общего объема по Российской Федерации. Вместе с тем количество субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Северо-Кавказского федерального округа по итогам 2023 года составляет 231, 2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства,или 3, 64 процента общей доли субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (6347, 8 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства) .
Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса,туризма,санаторно-курортного лечения,электроэнергетики,добывающих и обрабатывающих секторов промышленности,а также развитые транзитные функции. Однако до сих пор естественные преимущества остаются нереализованными. Одной из наиболее перспективных отраслей в сфере агропромышленного комплекса в Северо-Кавказском федеральном округе является мясное овцеводство. По этому показателю Северо-Кавказский федеральный округ является абсолютным лидером среди других федеральных округов. Так,по итогам 2023 года поголовье овец в хозяйствах всех категорий в Северо-Кавказском федеральном округе составило 8, 2 млн. голов,или 43, 8 процента общероссийского значения,при этом 4, 7 млн. голов,или 57, 6 процента общего поголовья в Северо-Кавказском федеральном округе,пришлось на Республику Дагестан. Следует отметить,что в настоящее время большая доля рынка овцеводства находится в "теневом" сегменте экономики и реализация дополнительных мер по развитию отрасли будет способствовать добровольной легализации существующего "теневого" бизнеса.
Также одной из ключевых отраслей в сфере агропромышленного комплекса является промышленное садоводство. За период с 2013 года по 2023 год валовой сбор плодов и ягод в сельскохозяйственных организациях,крестьянских (фермерских)хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (организованный сектор)увеличился в 7, 7 раза - с 96, 6 тыс. тонн в 2013 году до рекордных 741, 7 тыс. тонн в 2023 году. По итогам 2023 года доля Северо-Кавказского федерального округа в общем объеме производства плодов и ягод в организованном секторе по Российской Федерации составила 38, 9 процента (в 2013 году - 14, 3 процента) .
В сфере образования актуальной остается проблема обучения во вторую смену в общеобразовательных организациях. На начало 2023/2024 учебного года 23, 3 процента всех обучающихся в Северо-Кавказском федеральном округе учились во вторую смену,что в 1, 5 раза выше среднероссийских значений (15, 4 процента) . Проблема обучения во вторую смену наиболее остро стоит в Республике Дагестан (31 процент учащихся во вторую смену)и в Чеченской Республике (26, 7 процента) . Эти сложности связаны еще и с территориальными диспропорциями в наполняемости школ между горными и равнинными районами.
Кроме того,в Северо-Кавказском федеральном округе актуальным остается вопрос обеспечения 100 процентов доступности дошкольного образования.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на начало 2024 года в 6 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 99, 86 процента) ,за исключением Республики Дагестан (94, 2 процента) . Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет на начало 2024 года в 6 субъектах Северо-Кавказского федерального округа составила 100 процентов (по Российской Федерации - 100 процентов) ,за исключением Республики Дагестан (73, 6 процента - самый низкий показатель по Российской Федерации) .
Таким образом,ликвидировать потребность для детей дошкольного возраста в местах в дошкольных образовательных организациях в Республике Дагестан предстоит с учетом анализа эффективности принимаемых мер в конкретных населенных пунктах (в гг. Махачкале,Каспийске,Хасавюрте,Дербенте,Избербаше,Дагестанские Огни,а также в ряде муниципальных районов,в том числе Карабудахкентском,Буйнакском и иных муниципальных образованиях) ,в том числе за счет реализации мероприятий,предусмотренных национальными проектами,программами социально-экономического развития региона,а также муниципальных образований.
В области здравоохранения отмечается дефицит мощности современных учреждений здравоохранения,а также врачей и среднего медицинского персонала. Число медицинских коек на 10 тыс. жителей в 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе составляло 63 койки (по Российской Федерации - 67, 6 койки) . В 2023 году в Северо-Кавказском федеральном округе обеспеченность врачами на 10 тыс. человек населения составила 35, 3 человека (по Российской Федерации - 37, 5 человека) ,обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. человек населения - 79, 7 человека (по Российской Федерации - 80, 5 человека) .
Традиционной проблемой для округа остается высокая младенческая смертность,несмотря на то,что предпринимаемые в последние годы меры привели к значительному улучшению этого показателя. В 2023 году в среднем по Северо-Кавказскому федеральному округу уровень младенческой смертности составил 4, 9 человека на 1000 родившихся живыми (по Российской Федерации - 4, 2 человека на 1000 родившихся живыми) .
При достаточно высоком уровне обеспеченности транспортной инфраструктурой ее качество остается недостаточным для макрорегиона. Низкая пропускная способность значительной части автомобильных дорог ограничивает развитие экономики,снижает безопасность дорожного движения и скорость движения,а также ведет к росту аварийности. В летний период участки федеральных дорог в рекреационных зонах работают в режиме перегрузки. Проблемой остается несоответствие автомобильных дорог некоторых туристско-рекреационных зон нормативным требованиям. В округе остро не хватает автодорожных обходов городов,являющихся важными автомобильными узлами (гг. Невинномысск,Черкесск,Прохладный,Владикавказ,Хасавюрт,Дербент,северный обход г. Махачкалы и др.) .
Критичной проблемой развития территорий Северо-Кавказского федерального округа остается износ жилищно-коммунальной инфраструктуры. По итогам анализа предприятий коммунального сектора выявлен ряд проблемных вопросов,в том числе заниженный уровень тарифов,низкая собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги,нарушение порядка учета имущества,большие потери в сетях и др. В связи с этим главами 3 пилотных субъектов Северо-Кавказского федерального округа (Республика Северная Осетия - Алания,Республика Ингушетия,Республика Дагестан)утверждены региональные программы устойчивого экономического развития предприятий энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Реализация указанных региональных программ позволит обеспечить разработку и применение экономически обоснованных тарифов на коммунальные услуги в целях эффективного функционирования ресурсоснабжающих организаций на территориях Республики Дагестан,Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия - Алания,а также повышение уровня собираемости платежей за коммунальные услуги.
Кроме того,по состоянию на 31 декабря 2023 г. в 2 субъектах Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа,показатель "Доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах" ниже среднероссийского уровня (44, 3 процента) : в Республике Дагестан - 22, 4 процента,в Карачаево-Черкесской Республике - 39, 9 процента. В целом по Северо-Кавказскому федеральному округу показатель превышает среднероссийские значения и составляет 55, 3 процента.
Наиболее важными проблемами функционирования и эксплуатации инфраструктуры на территории Северо-Кавказского федерального округа являются:
неудовлетворительное состояние жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктуры в большинстве субъектов макрорегиона,значительные потери при функционировании сетевого хозяйства,недостаточная обеспеченность жилищно-коммунальной и энергетической инфраструктурой на отдельных территориях;
низкий уровень обеспеченности и проблемное состояние материально-технической базы учреждений социальной сферы,в особенности образования,а также санаторно-курортного комплекса;
недостаточное качество транспортной инфраструктуры,наличие большого количества "узких" мест в транспортной системе,в особенности в больших и крупных городах на территории округа;
недостаточная обеспеченность и неудовлетворительное состояние систем мелиорации,существенные нарушения межхозяйственных оросительных систем.
"Теневая" занятость остается одним из главных факторов,ограничивающих экономическое развитие субъектов Российской Федерации,входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа.
Результатом распространения "теневой" занятости являются недополученные собственные доходы бюджетов и социальная незащищенность граждан в условиях нестабильности экономической ситуации. С распространением "теневого" сектора связана проблема низкой собираемости платежей ресурсоснабжающими организациями. Недополучение существенного объема бюджетных средств вследствие доминирования "теневой" экономики в конечном счете обусловливает недостаточный уровень развития инфраструктуры социальной сферы.".
2. В разделе II:
а) в абзаце седьмом слова "от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
Источник: government.ru