Комната Гарри Поттера, танцевальный подиум и аквариумы: воронежские дети разработали проект школы вместе с архитекторами ГКДТ

Какой была бы школа, если бы ее проектировали дети? Ответ на этот вопрос получили взрослые архитекторы проектного института «Гипрокоммундортранс», организовав воркшоп по соучаствующему проектированию с учениками средних школ Воронежа. Мероприятие прошло в Доме Архитектора в среду, 26 марта.

Что такое соучаствующее проектирование

Соучаствующее проектирование – это вовлечение непосредственных пользователей в процесс разработки пространства, которое создается для них. В России практика соучаствующего проектирования в последние годы набирает популярность. Существуют различные методики применения такого подхода, по которым уже были реализованы проекты, в том числе и в Воронеже.

ГКДТ в своей работе впервые применил соучаствующее проектирование именно с детьми. Опыт оказался полезным: удалось понять запросы и потребности школьников – основной целевой аудитории образовательных учреждений. Часть идей, озвученных детьми, будут применены при создании школы в Приморье, над проектом которой в настоящий момент работает ГКДТ.

Как проходил воркшоп

В фокус-группу вошли дети в возрасте от 8 до 14 лет (включительно) – всего 20 школьников. Участников разделили на три группы: две младших и одна старшая. К каждой из них прикрепили куратора – архитектора проектного института. Так, с детьми работали начальник архитектурной мастерской Искандер Имамкулиев, менеджер проектов Анна Каребчик и главный архитектор проектов ГКДТ Александра Шевцова.

Совместно с кураторами школьникам предстояло разработать решения для рекреационных зон школы – образовательного центра «Примула» на 1 750 мест, в который входят детский сад и школа. Младшие группы заполняли идеями пространства крыла начальной школы, а подростки – старшей школы.

Примула – один из первых цветов, открывающих весну в Приморском крае. Природная концепция школы отражена в натуральных цветах и экологичных материалах. Центром школы будет атриум, от которого «лепестками» расходятся учебные блоки (начальная школа, старшая школа, детский сад, спортивное ядро).

Под рекреацию отведены помещения и в старшей школе, и в младшей. Именно их участники фокус-группы воркшопа должны были заполнить функционально. Каждая из трех групп мозговым штурмом выработала свои решения.

Чего хотят школьники

Младшеклассники разделили рекреацию на «тихую», «шумную» и «активную» зоны. Оказалось, что дети хотят не только играть, отдыхать и общаться в свободное от занятий время, но и заниматься творчеством. Так, было предложено часть помещения отвести под рисование в тихой зоне и для занятий танцами в активной. Кроме того, для досуга малышам не хватает мест, где можно побегать или повисеть на шведской стенке.

Отдельное внимание ребята уделили необходимости создать в школе живой уголок, где сами ученики могли бы ухаживать за питомцами. Или наблюдать, как растут посаженные ими же растения. Одна из групп даже предложила установить аквариумы из прочного стекла вместо стены. И, конечно, современных школьников трудно представить без гаджетов – малыши не забыли упомянуть, что им нужна видео-фотозона.

- Полезно было то, что вместе с детьми мы разграничили и зонировали пространство. К примеру, в активной зоне мы разместили мини-скалодром, подиум для танцев и амфитеатр. Решения, предложенные детьми, вполне можно использовать на практике, - рассказал Искандер Имамкулиев. – Также, я думаю, что есть возможность создавать в школах оранжереи, к примеру, в атриумах или других больших пространствах. Почти все дети хотели видеть/заботиться о животных, самое простое решение – это установить в тихой зоне аквариум. Желание детей смотреть на рыбок было неожиданным. Это заставило меня вспомнить свои школьные годы – у нас было два аквариума. В современных образовательных центрах такое редко встретишь, но идею можно возродить.

Кстати, в решении создать в рекреациях оранжереи, аптекарский огород или ботанические сады, старшеклассники видят продолжение кабинета биологии. Предполагается, что ухаживать за растениями также будут дети.

Во многом пожелания малышей и подростков были схожи. В частности, все группы отметили необходимость установки уютной «мягкой» зоны: диванчиков, пуфов. Желательно с зарядными станциями для телефонов в «старшей» зоне. Такие места для отдыха дети воспринимают как коммуникационную площадку, где можно поболтать с одноклассниками во время перемены. Также полезным и важным школьники считают создание своеобразных коворкингов, где они могли бы готовиться к урокам.

Общим оказалось и желание получить зону для настольных игр.

«Седые бобры» и верность традициям

Старшеклассники прописали свои идеи более детально. Так, помимо перечисленного они отметили необходимость оборудования мини-кафе и зоны со сценой, где могут проходить танцевальные флешмобы и другие активности. Пространство под лестницей должно превратиться в «комнату Гарри Поттера», где можно спрятаться, посидеть в тишине.

Кстати, свою команду ребята назвали «Седые бобры»  ̶  получилось спонтанно, но в тему. Здесь и Воронеж – родина бобров, и опыт юных экспертов, который оказался весьма ценен.

К примеру, дети предложили оборудовать часть рекреации под мини-ярмарку, где сами школьники могли бы демонстрировать свои изделия. Деньги от реализации могут пойти на добрые дела. Стены в рекреации также должны приносить пользу, быть функциональными и не пустовать – регулярная выставка рисунков, детских картин создаст атмосферу творчества. А рядом с кабинетом обществознания должно появиться «фактологическое» пространство с главными историческими событиями России. Также в проекте старшей группы предусмотрена терраса с телескопом – отличное продолжение уроков астрономии.

- Конечно, большинство идей, которые предложили дети, мы рассматривали и раньше, и сегодня получили подтверждение, что думали в верном направлении. Кстати, многие из идей «хорошо забытое старое» - те же школьные ярмарки, живые уголки или дискотеки. И утверждение, что детей ничего кроме телефонов не интересует – заблуждение. К тому же в школах сейчас с этим строго. А вот современные технологии развивать можно и нужно. Новой для нас оказалась идея использования 3D-графики. Мои старшеклассники предложили создать зону виртуальной реальности с 3D-очками. Это очень интересная задумка, - рассказала Анна Каребчик.

  Что дальше?

А дальше часть идей, обозначенных школьниками, будут предложены в качестве реализации школьного пространства в образовательном центре Приморья. Часть уйдет в работу над школами в других регионах, в т.ч. воронежскими. Опыт соучаствующего проектирования продолжат и с другими объектами, при этом речь идет не только о школах.

- Привлекать будущих пользователей к проектированию объекта и учитывать их мнение – выгодно для всех. Это повышает качество и актуальность продукта, а также даёт свежие идеи, которые мы могли упустить. Такой подход стоит использовать регулярно, особенно на крупных и важных проектах. Совместные обсуждения и мероприятия помогут добиться лучшего результата, - подвела итог Александра Шевцова.

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии