
Когда размер имеет значение: на форуме ММСО.EXPO-2025 обсудили плюсы и минусы больших школ России
Опытом проектирования воронежского Образовательного центра «Содружество» поделилась ГАП ГКДТ Александра Шевцова.
5 и 6 марта на площадке «Экспоцентра» в Москве прошел XII Московский международный Салон образования ММСО.EXPO-2025. Это крупнейший межведомственный, социально значимый проект, который собирает всех участников сферы образования: начиная от руководителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, ключевых экспертов, заканчивая преподавателями вузов и школ, а также представителями бизнес-сообщества.
В программу ММСО традиционно вошли Выставка образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений и форум «Образование для экономики будущего», ключевой темой которого стал процесс синхронизации запросов рынка труда, сферы образования и семьи.
Большая школа: риски и возможности
Отдельные площадки форума были посвящены вопросам создания образовательных пространств, комфортных для учеников и педагогов. В качестве спикеров, в том числе, были приглашены представители архитектурных бюро и проектных институтов, которые работают с социальными объектами. В частности, опытом создания самой большой школы в России – образовательного центра «Содружество» - поделилась архитектор ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Александра Шевцова. Она стала спикером секции «Очень большая школа».
В рамках дискуссии участники обсудили преимущества и риски образовательных организаций с проектной мощностью более 1,5 тыс. учеников. Как рассказал директор АНОО «Школа 800» (Нижний Новгород), главный советник губернатора Нижегородской области по образованию Марк Сартан, создание огромных школ в современных реалиях – это необходимость. Во-первых, в мегаполисах остро стоит проблема недостатка участков - сложно подобрать землю под строительство образовательного учреждения в принципе. Во-вторых, построить одну школу дешевле, чем две маленьких.
В больших школах есть свои преимущества, в частности, как рассказал заместитель директора школы №548 (Москва) Денис Капустин, в них больше возможностей для организации внеурочной деятельности, создания кружков и секций. Именно масштабные по площадям и количеству учеников проекты превращаются в инновационные образовательные центры.
С другой стороны, есть и обратный эффект: чем больше школа, тем сложнее она в эксплуатации. Перед руководством остро стоит задача обеспечения безопасности детей, в том числе при проведении массовых мероприятий. Кроме того, сложности возникают при организации передвижения детей по школе: необходимо избежать столпотворения в столовой, у гардероба и у входной группы. В Московской школе, которая, к слову, ранее считалась самой большой в России (проектная мощность 2,5 тыс. мест), пошли по пути изменения расписания. К примеру, перемен, во время которых дети ходят в столовую, не две, а шесть. А в Новгородской школе, где учатся более 4 тыс. детей, еще на этапе концепции отказались от создания единого большого здания. Образовательный центр разделили на три отдельных корпуса.
Решить проблемы на этапе проектирования
В Воронеже обозначенные спикерами проблемы решили еще на этапе проектирования. О том, как удалось это сделать рассказала Александра Шевцова. Она пояснила, что в районе, где строилась школа, остро стояла проблема нехватки мест в образовательных учреждениях. Все ближайшие школы были переполнены и работали на пределе своих возможностей. Кроме того, рядом велась активная жилая застройка. Поэтому масштаб будущей мегашколы продиктовали обстоятельства. Власти изначально поставили задачу спроектировать образовательное учреждение мощностью 2860 мест (110 классов). Для архитекторов это стало вызовом.
- Школа получилась особенной по архитектуре, по наполнению. Перед нами возникали вопросы: как избежать столпотворения на входе, как дети будут перемещаться внутри здания, успеют ли дойти за перемену до нужного блока, как накормить столько людей одновременно, как избежать вспышек инфекции, - рассказала Александра Шевцова. – На помощь нам пришла «лучевая» схема. Мы создали два корпуса, соединенных общим коридором: для начальных и старших классов. От каждого «лучиками» отходят учебные блоки. Получилась космическая орбитальная станция с двумя отсеками: большой и малой школой.
Каждый корпус обособлен и обладает полным набором необходимых помещений, в том числе зрительным залом и спортивным ядром. Общим остался только пищеблок, однако обеденные залы разные. В старшей школе залы мы расположили друг над другом на трех этажах. Еду поднимают на лифте, другим лифтом удаляют отходы. А чтобы обеды оставались горячими, используют специальные тележки с подогревом. Разделение детей по этажам позволяет за перемену накормить большое количество учеников гораздо быстрее и комфортнее.
- В центре основной школы располагается атриум на 700 мест. Для нас это было новинкой, ранее в Воронежских школах атриумы не проектировали. Для более камерных мероприятий в каждой школе есть свой небольшой зрительный зал, - добавила Александра Шевцова. – Во время перемен в атриуме все время происходят различные активности. К этому пространству ведут все учебные блоки, поэтому каждый раз, проходя мимо атриума, ребенок оказывается вовлечен во что-то интересное.
Под трибунами атриума спрятаны гардеробы – для каждого класса своя ниша. Они открыты, хорошо просматриваются, что обеспечивает порядок. Для безопасности детей снаружи и внутри здания расположено 850 (!) камер видеонаблюдения.
- Плюсы больших школ в том, что есть возможность привлечь дополнительное оснащение. В нашей школе учебные блоки разделены по тематикам со своим оборудованием: общество, наука, искусство, IT, спорт. Несколько блоков занимают коворкинги. Большие возможности для развития ребенка - одна из причин, по которым в образовательный центр сейчас переводят детей из других районов. Семьи даже специально переезжают ближе к «Содружеству». Таким образом, мегашкола не просто закрыла вопрос с нехваткой мест, но и вызвала большой интерес у жителей города, - отметила Александра Шевцова.
Подводя итог, Александра добавила, что несмотря на то, что уже сейчас количество учеников превышает проектную мощность (в «Содружестве» учатся более 3 тыс. детей), - образовательный центр прекрасно функционирует. ГКДТ получает положительные отзывы, как от школьников и их родителей, так и от педагогов.
Масштабировать опыт
Опыт Воронежской области по созданию мегашколы вызвал широкий интерес среди участников дискуссии. Модератор мероприятия - генеральный директор ED Architecture Елена Аралова - на основе мегашколы выделила несколько тезисов создания успешных «больших» школ.
Во-первых, образовательные учреждения в новых районах должны строиться раньше жилых домов. Во-вторых, целесообразно разделить здание на несколько учебных блоков. В-третьих, необходимо предусмотреть достаточное количество входных групп. В-четвертых, следует использовать большие площади для создания инфраструктуры и установки оборудования.
Кроме того, в список полезных рекомендаций включается обеспечение несколькими обеденными залами (с единым пищеблоком), разделение гардеробов по классам, а также создание центра притяжения и активности — атриума.