Каким должен быть дружелюбный к детям город?

Эксперты «Зодчества ВРН» обсудили, как сделать городскую среду удобнее, безопаснее и интереснее для детей.

30-31 мая в Воронеже прошел архитектурный форум «Зодчество ВРН», главной темой которого в этом году стал «центр города». Отдельный разговор шел о детях. О том, насколько центр города безопасен и обустроен для них. Чем занять подростков? Как учитывать интересы всех групп пользователей? Стоит ли любое общественное пространство в центре превращать в игровой хаб? Или, напротив, стремиться к полицентричности детских площадок?

Эти и другие вопросы стали темой дискуссионной секции «Дети в центре», в которой приняли участие эксперты из разных областей градостроительства, в том числе главный архитектор проектов ПИ «Гипрокоммундортранс» Александра Шевцова.

Разгрузить центр

Представление о том, как необходимо организовывать городскую среду, сильно меняется с появлением ребенка. В этом убедилась заместитель руководителя Института развития градостроительства и городской среды Краснодарского края Наталья Машталир. По ее мнению, по-прежнему актуальными остаются проблемы отсутствия в общественных местах комнат матери и ребенка, а по городским улицам также трудно перемещаться с коляской. Один из возможных шагов на пути создания комфортных условий для подрастающего поколения – кластеризация социальной инфраструктуры. Школа и детский сад должны находиться рядом, чтобы мамам двух и более детей было проще отводить и забирать малышей.

Еще одно простое и эффективное «благоустроительное» решение – озеленение транзитных зон, чтобы поход за покупками, в химчистку, на почту и т.д.  для мамы был одновременно прогулкой для ребенка.

На примере Воронежа главный архитектор проектов ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Александра Шевцова показала: пространств, которые по-настоящему насыщены и интересны детям разных возрастов, в городе немного – 5-6 локаций. В основном они сосредоточены в центре, куда детей чаще всего привозят родители, а значит нагрузка на эти объекты возрастает в разы. Как вариант решения проблемы – благоустройство рекреационных пространств в спальных районах, например, рядом с торговыми центрами или спортивными объектами. В качестве кейса успешной реализации подобных практик архитектор привела Центр гребли на байдарках и каноэ, построенный на дамбе Чернавского моста по проекту ГКДТ. На его территории была создана разнообразная игровая и спортивная инфраструктура, безопасная прогулочная зона с красивыми видами на водохранилище. Так объект профессиональной спортивной инфраструктуры стал местом массового досуга для всех горожан.

Еще один способ разгрузить переполненные общественные пространства – открыть территории школ, которые обладают нужной инфраструктурой, но для местного населения недоступны. Как можно решить проблему не в ущерб безопасности показала, например, школа «Диалектика» в Москве: на ее территорию можно пройти по электронному пропуску. В Воронеже первые шаги в этом направлении делает школа «Ласточка» (СОШ №107), в которой по договоренности с девелоперами проводятся праздники и спортивные мероприятия для будущих жителей строящегося квартала «Ключи».

Город для всех

Очевидно, что для детей старшего возраста тема детских площадок становится неактуальна. Но подросткам важно, чтобы город был и для них тоже. Об этом со своими учениками, готовясь к форуму, беседовала директор воронежской школы «Академия Профиль» Наталья Власова.

Вопреки стереотипам, подростки много ходят и общаются вживую. Маршруты их прогулок чаще всего тянутся к центру, где культурная среда более плотная, где красиво и постоянно происходят интересные события. Поэтому, считает эксперт, нужно позаботиться о том, чтобы из каждого спального района города были созданы безопасные пешие маршруты до центра. Желательно, чтобы эти маршруты давали возможность детям узнать больше о своем городе, чтобы он становился ребятам ближе и родней.

С мнением коллег согласна Директор по развитию Ландшафтно-строительного бюро АФА Наталья Юркова: детям не всегда нужно выделять какую-то особую зону для занятий и развлечений. Лучше создавать общую среду, которая будет поощрять спонтанную игру и исследовательскую деятельность, а также совместное семейное времяпрепровождение. В качестве примеров эксперт продемонстрировала проекты своей компании. Так, некогда пустующая площадь Хабаровска преобразилась в ухоженное и уютное пространство, разделенное на несколько зон – для проведения мероприятий, для тихого отдыха, для активных игр.

Создавать вместе

Почти все эксперты «детской» сессии так или иначе затрагивали тему соучаствующего проектирования. Напомним, это практика вовлечения непосредственных пользователей (в нашем случае – детей) в процесс создания какого-либо объекта. Именно ей посвятила свое выступление Любовь Гурарий, специалист по соучаствующему проектированию и работе с сообществами. По ее словам, подобные практики позволяют детям и подросткам проявить себя, стать соавторами городской среды, «присвоив» ее элементы через созидание, а не через разрушение.

Кстати, ГКДТ также имеет опыт привлечения детей как главных пользователей школьной инфраструктуры к ее созданию. В марте 2025 года совместно с Домом архитектора проектный институт провел воркшоп по соучаствующему проектированию с детьми. Юные «архитекторы» под контролем более взрослых «коллег» разрабатывали решения для рекреаций школы на 1750 мест.

Подробнее об этом опыте рассказала директор Дома архитектора Алина Рындина в рамках второго дня форума, который был полностью посвящен детской теме:

«Мы объясняли детям, что архитектор – это не просто человек, который придумал красивое здание, он должен работать с концепцией, учитывать индивидуальность места. Работать с пожеланиями заказчика, решать возникшие проблемы».

Форум «Зодчество ВРН» еще раз показал, что привлекать будущих пользователей к проектированию объекта и учитывать их мнение – выгодно для всех. Это повышает качество и актуальность продукта. Что при создании общественного пространства необходимо учитывать интересы всех: и детей, и взрослых.

И что есть классное правило, о котором не всегда помнят – создавая что-то для детей, попробуйте посмотреть на это с высоты роста ребенка. 

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии