Итоги XIX конференции - Вадим Староверов и Максим Терех

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию предлагаются два доклада участников XIX городской практической конференции «Проблемы качества законодательства, градостроительства, инженерных изысканий, проектирования, строительства, промышленности строительных материалов, экспертизы и эксплуатации объектов недвижимости», состоявшейся 11 ноября 2021 года.

С докладом «Обеспечение качества строительных материалов и защита ДОБРОСОВЕСТНЫХ производителей: цифровая трансформация контроля и оценки» выступил Вадим Дмитриевич Староверов - доцент кафедры технологии строительных материалов и метрологии СПбГАСУ , кандидат технических наук, доцент

В настоящее время одной из остро обсуждаемых проблем современного строительного рынка является фальсификация стройматериалов. В широком смысле фальсификация означает выпуск на рынок продукции, умышленно измененных или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. Часто потребителя вводят в заблуждение, предлагая ему контрафакт – продукцию, выпущенную с незаконным использованием фирменных товарных знаков.

Очевидно, что в отсутствии достоверных методик вычислить емкость рынка фальсификатов довольно сложно, хотя, по мнению экспертов, подделки составляют не менее 5 % мирового производства строительной продукции.

Борьба с контрафактной продукцией идет постоянно, но трудно сказать, насколько она результативна. Среди причин постоянного обновления линейки фальсифицированной продукции называют несовершенство законодательства, низкую требовательность покупателей, недостаточную защиту своей продукции со стороны производителя. Но основная причина развития рынка фальсификатов – огромная норма прибыли изготовителей подделок (200-500 %), которая значительно превышает их возможные потери.

Государство и добросовестные производители строительной продукции активно взаимодействуют между собой для решений данной проблемы. Однако, к сожалению, основные механизмы сводятся к ужесточению законодательства. Так, в ближайшее время в федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предложено внести новое понятие «фальсифицированная промышленная продукция», что обеспечит создание законодательной базы, на основе которой можно будет призвать недобросовестного производителя, дистрибьютора или любое другое юридическое лицо к административной или даже уголовной ответственности за выпуск и распространение фальсифицированной продукции. Также предлагается расширять список строительных материалов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации или декларирования о соответствии. Но такой путь, на наш взгляд, не является оптимальным, так как вызовет дальнейший рост стоимости строительных материалов, но при этом проблема не будет эффективно решена, что подтверждается примерами цемента, радиаторов и конвекторов, сухих строительных смесей, теплоизоляционных материалов, на которые распространяется положения постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».
Несомненно, преодолевать данную проблемы необходимо рыночными механизмами, и именно бизнес-сообщество (в том числе объединенное на базе СРО) должно сосредоточить свое внимание на решение вопроса обеспечения качества строительных материалов, а жесткое регулирующее воздействие со стороны государства здесь может привести к обратному эффекту. Малые и средние предприятия будут поглощаться крупными или вынуждены уходить с рынка или переходить в т. н. «серую» зону, что в еще большей степени приведет к росту стоимости продукции.

Несомненно, сейчас при поддержке СРО необходимо «перезапускать» строительный контроль (в данном случае, входной контроль качества поставляемых строительных материалов, изделий и конструкций). При этом, необходимо особо отметить, в России имеется необходимая законодательная база (статья 53 Градостроительного кодекса, постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»), которые обязывают строительные организации вести строительный контроль. Одновременно с этим, службы строительного контроля должны внедрять в свою деятельность положения ГОСТ 24297-2013 «Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля».
Кроме того, в настоящее время ведется активная работа по изменению СП 48.13330.2019 «Организация строительства СНиП 12-01-2004»: Техническим советом НОСТРОЙ предлагается разработать «дорожную карту», предусматривающую кардинальную переработку принципов организации строительства как нормируемой процедуры.
Однако уже сейчас профессиональному сообществу можно предложить один из возможных вариантов реализации процедур строительного контроля через «цифру».
Известно, что распознать подделку зачастую трудно даже опытным специалистам – фальсификации подвергаются не только товары, но и сопроводительные документы, сертификаты качества, безопасности, страна происхождения, товарный знак и т. д.

Зачастую, как показывает экспертная деятельность СПбГАСУ, в исполнительной документации отсутствуют паспорта качества на выпущенную изготовителем конкретную партию продукции, поставленной на объект. Зачастую сопроводительные документы подменяются копиями добровольных сертификатов соответствия: производитель работ полагает «по неопытности», что этого достаточно для подтверждения качества. Лабораторная проверка качества поставленной продукции проводится по крайне малой номенклатуре продукции и нормируемым показателям. К примеру, бетон в конструкциях контролируют исключительно по прочности и оценивают по ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», который включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815. Про иные показатели (морозостойкость, водонепроницаемости и проч.), которые характеризуют долговечность бетона конструкций, забывают, хотя согласно ГОСТ 7473-2010 производитель (поставщик) бетонной смеси должен подтвердить ее качество протоколами определения технологических показателей качества при подборе состава и проведении операционного и приемо-сдаточного контроля, а также протоколами определения нормируемых показателей качества бетона в проектном возрасте. А при поставке товарной бетонной смеси заданного качества производитель (поставщик) должен предоставить потребителю в напечатанном и заверенном виде следующую сопроводительную документацию: для каждой партии бетонной смеси – документ о качестве бетонной смеси и протокол испытаний по определению нормируемых показателей качества бетона; для каждой загрузки бетонной смеси – товарную накладную.

Таким образом, необходимо требовать от изготовителей и продавцов строительных материалов в обязательном порядке наличие сопроводительных документов (документов (паспортов) качества на партию продукции с указанием её объема, места и даты изготовления, а также фактических значений показателей качества), и без их наличия продукция не может быть принята на строительной площадке.
Заметим, что необходимость наличия товаросопроводительных документы, идентифицирующих единичное изделие или партию продукции (в том числе ее размер) определяется законодательством РФ (184-ФЗ «О техническом регулировании», Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Одновременно с этим, во избежание «подделок» сопроводительных документов, необходимо дополнительно маркировать паспорт качества соответствующим «цифровым кодом» (присваивать т. н. QR-код), в котором должна быть «зашита» информация не только о конкретном заводе-изготовителе и партии продукции, но также и дополнительные сведения о сертификате (декларации) соответствия и органе по сертификации, его оформившем, и испытательной лаборатории, в которой проводились испытания. В этом случае специалист службы строительного контроля может оперативно проверить действие аккредитации органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории в реестре аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации). Необходимо отметить, что такой подход будет одновременно способствовать повышению доверия к добровольным сертификатам. При этом можно предполагать, что постепенно и ситуация с технологией «фотошопа» будет устранена и проблема фиктивных сертификатов соответствия уйдет в прошлое.

Необходимо предусмотреть постепенное внедрение системы цифровой маркировки (или снабжение цифровыми метками) поставляемых конструктивных элементов и части изделий в партии. Несомненно, производители будут вынуждены предусмотреть затраты на внедрение этого механизма, но их стоимость несоизмерима по сравнению с потерями от фальсификата и контрафакта.

При этом уже сейчас государство прорабатывает возможность введения Единой национальной системы цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, в строительные процессы будет интегрирован цифровой мониторинг контроля и оценки качества поставляемой продукции. Такой подход отвечает принципу цифровой трансформации отрасли, особенно в свете перехода на технологии информационного моделирования, тем более что с 01.01.2022 г. начнется цифровой переход при исполнении государственных и муниципальных контрактов на строительство и капитальный ремонт, которые будут реализовываться только с помощью BIM, всех участников этих процессов обяжут работать с цифровыми информационными моделями.

В условиях производства и поставки строительных материалов BIM-технология перестает замыкаться на проектную среду, перестает быть новым методом в проектировании, а расширяет свое предназначение на этап заказа, изготовления и применения материалов и оборудования. Такой подход позволяет контролировать потоки и расход строительных материалов, все они интегрированы в проект (листовые материалы, облицовка, теплоизоляция, черный металл, бетон и т. д.). Но что еще более важно, происходит цифровое встраивание в эксплуатационный цикл, в процессе которого можно оперативно выявлять образующиеся дефекты строительного элемента, о котором уже вся информация имеется, соответственно, можно будет разрабатывать более совершенные способы их восстановления (ремонта) и методы предупреждения, обеспечивающие повышение безопасности и надежности отельных конструкций и здания в целом.

Библиография:
Пухаренко Ю.В., Староверов В.Д., Герасименко А.А. Повышение безопасности и качества строительных материалов на основе оценки опыта и деловой репутации предприятия // Строительные материалы. 2019. № 5. С. 3-8.
Пухаренко Ю.В., Староверов В.Д., Герасименко А.А. Проблемы декларирования соответствия бетонных смесей // Технологии бетонов. 2019. № 11-12 (160-161). С. 49-52.
Десятко Е.Н., Староверов В.Д., Герасименко А.А., Мазнева К.Ю. Критерии оценки качества строительных материалов, применяемых при капитальном ремонте многоквартирных домов // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 2 (79). С. 264-271.

 

О качестве образования с докладом «Качество строительного образования на современном этапе» выступил Максим Дмитриевич Терех – доцент высшей школы промышленно-гражданского и дорожного строительства СПбПУ

Для современного этапа развития системы высшего образования, в т.ч. строительного, характерна тенденция к его международной интеграции и унификации, переход от одноуровневой системы образования к многоуровневой, к компетентностному подходу формирования образовательной программы (ОП).

Компетентностный подход подразумевает, что вне зависимости от применяемых образовательных технологий все выпускники должны освоить некоторый набор компетенций. При этом регулирование образовательной деятельности осуществляется с помощью государственных образовательных стандартов (ГОС). Они не содержат требований к перечню и содержанию дисциплин ОП, а только требования к их структуре, результатам и условиям реализации. Формирование требований федеральных ГОС осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (ПС). Таким образом, сократилась связь между образованием и потребностями рынка труда.

Основные проблемы развития высшего строительного образования, решение которых позволит значительно его повысить эффективность:

- Слабая реальная практическая подготовка. Работодателю необходимо выпускник с практическим опытом, срок переобучения которого будет минимален. В ОП необходимо предусмотреть продолжительную по времени реальную практику перед защитой выпускной квалификационной работы (дипломного проекта), с отражением места прохождения практики в приложении к диплому – составная часть портфолио наряду с участием в различных конкурсных программах. Принято положение о практической подготовке, в которой предусматривается проведение части занятий на производственных площадках, однако их выполнение сопряжено с необходимостью разрешения множества формальных вопросов;

- Сверхбыстрое обновление знаний, развитие цифровых технологий и инструментария. Современные технологии, новые материалы, цифровые решения — все это заставляет рынок труда стремительно меняться, что также должно приводить в самые короткие сроки к трансформации содержания программ и форм обучения в вузах;

- Переход от одноуровневой подготовки к многоуровневой. Переход к многоуровневой подготовке забирает часть объема подготовки на выполнения требований ГОС (некоторых обязательных блоков подготовки – гуманитарной, фундаментальной подготовки), происходит разрыв структурно-логической схемы подготовки специалиста, что приводит к снижению мотивации у обучающихся. Также на программы магистратуры поступают студенты, не имеющие базового строительного образования, не владеющие необходимым набором компетенций, что приводит к затратам учебного времени на ликвидацию этого разрыва.

Программы магистратуры зачастую узкоспециализованные, кастомизированы и сформированы с учетом не всегда уместных маркетинговых ходов;

- Переход от дисциплинарного к компентентостному методу формирования ОП. Компентентостный метод требует наличия соответствующих профстандартов для профилизации обучения, но разработка ПС очень запаздывает, временной разрыв составляет несколько лет. Так, технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM) получили бурное развитие уже более 10 лет назад, на протяжении которых разработано множество нормативных актов и дорожных карт по их развитию и внедрению. В то же время, ПС 16.151 «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве» принят только в 2021 г., в другие ПС в области строительства изменения в связи с внедрением BIM-технологий были внесены также только в последнее время. (2020-2021 гг.).

Также количество ПС недостаточно для того, чтобы охватить весь рынок труда. Например, в области дорожного строительства не было утверждено ни одного ПС до 2020 г.

Формулировки компетенций, в т.ч. и профессиональной подготовки – достаточно общие, нормативных требований к индикаторам достижения компетенций, конкретизирующих результаты обучения в настоящее время нет;

- Реализация академической мобильности как необходимый компонент ОП. Построение собственной траектории образования в рамках выбранной ОП сильно формализована, получить знания – изучить детально дисциплину из смежного строительного профиля – зачастую невозможно. Необходим новый механизм по реализации собственной образовательной траектории в профессиональной сфере.

- Отсутствие мотивации у студентов. Повторение уже изученных материалов, отсутствие прикладной подачи материала, где и как могут быть применены в практической деятельности инженера-строителя рассматриваемые знания фундаментального характера, приводит к демотивации обучения;

- Отсутствие комплексного подхода в обучении. Отсутствие комплексного подхода к проектированию, несоответствие курсового и дипломного проектирования требованиям нормативной документации в части состава разделов проектной документации в (постановление Правительства РФ № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»), оторванность от реалий приводит к слабой готовности выпускника самостоятельно решать поставленные перед ним профессиональные задачи;

- Сокращение форм образования. Уход от заочной формы образования при получении первого высшего образования с 2021 г.

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии