
Искусственный интеллект в моделировании архитектурных объектов
«Союзпетрострой-Проект»
Искусственный интеллект и вычислительное проектирование в моделировании архитектурных объектов
Эмиль АКШОВ, аспирант кафедры Информационные технологии в архитектуре», Московский архитектурный институт
Методы вычислительного проектирования архитектурных объектов развиваются быстрыми темпами - и существенно изменяют характер работы архитекторов Используя современные технологии, проектировщики могут создавать цифровые модели зданий и сооружений, проводить компьютерное моделирование и анализ конструкций, а также получать данные об энерго- и экономической эффективности проектируемого объекта.
Корректное использование таких методов позволяет при ускорении процесса проектирования повышать его качество и точность создаваемых моделей будущих архитектурных объектов, улучшать характеристики и комфортность строящихся зданий. Вычислительное проектирование предоставляет архитекторам возможность увеличить широту охвата данных и сформировать более точные и детальные модели, на основании которых на следующих стадиях проектирования происходит выпуск рабочих чертежей. Используя методы вычислительного проектирования, архитекторы могут быстро и качественно реагировать на запросы заказчиков или конкурсные предложения, что приводит к увеличению конкурентоспособности архитектурных мастерских.
Виды вычислительного проектирования
Вычислительное проектирование - это совокупность методов создания архитектурных объектов, которые включают в себя различные инструменты и технологии, используемые для создания проектов в цифровой среде. С переходом на компьютерные программы весь процесс проектирования уже может быть назван вычислительным.
Существует несколько видов вычислительного проектирования, каждый из них имеет свои особенности и применяется в различных сферах архитектурной практики.
Генеративное (созидательное) моделирование, зародившееся в 2000-х годах как один из видов вычислительного проектирования, развивается в трех направлениях: алгоритмическое моделирование (написание кода), нодовое параметрическое моделирование, моделирование с помощью нейросетей. В целом генеративное моделирование представляет собой метод, основанный на использовании алгоритмов и правил для создания цифровых моделей, способных изменяться и развиваться согласно заданному алгоритму или параметрам, определенным пользователем. Этот метод позволяет создавать модели, которые могут быть оптимизированы для определенных целей. В этом случае результат работы будет предсказуем, но если добавить степени свободы для значений параметров, то архитектурная модель может развиваться «самостоятельно», подчиняясь сформированным правилам.
Центр Гейдара Алиева в г. Баку был спроектирован архитектурной фирмой Zaha Hadid Architects и завершен в 2012 году. Плавная, органичная форма здания была создана с использованием передовых технологий генеративного проектирования, которые учитывают уникальные условия участка, функциональные требования и критерии производительности. На основе программного обеспечения (Rhino/Grasshopper, Autodesk Maya, Autodesk Revit) архитекторы проектировали сложные кривые формы и управляли параметрами здания, такими как высота, ширина и длина различных архитектурных элементов (стены, окна, проемы, перекрытия, элементы отделки и т. д.). В сооружении расположено множество объектов. включая конференц-центр, музей и библиотеку. Проект получил множество наград за инновационный подход и поразительный визуальный образ. Центр считается достопримечательностью современной архитектуры города Баку и ярким примером использования генеративного дизайна для создания сложных и инновационных форм, отвечающих конкретным контекстуальным и функциональным требованиям.
Архитектурная компания 3XN использовала генеративный дизайн в нескольких своих недавних проектах. Например, в проектировании Олимпийского дома (главный офис Международного олимпийского комитета) в г. Лозанна (Швейцария). Для генерации и оптимизации фасада здания специалисты 3XN прибегли к помощи искусственного интеллекта (artificial intelligence, или Al, - это технология создания интеллектуальных машин, согласно определению Джона Маккарти, которого многие считают одним из первопроходцев в этой области), что привело к созданию уникального и экологичного дизайна. Olympic House создан на базе принципов устойчивости и эффективного потребления ресурсов. Здание имеет множество уникальных архитектурных элементов, таких как крыша с солнечными батареями, фасад с многократно повторяющимся олимпийским символом, а также стеклянный прозрачный элеватор, поднимающийся по центру объекта.
Архитекторы также использовали AI при проектировании других объектов, в частности широко известного высокой степенью эко¬логической устойчивости небоскреба Quay Quarter Tower в г. Сиднее (Австралия), - для оптимизации производительности и энерго¬эффективности здания. Уникальная фасадная система регулирует освещение и теплообмен внутри сооружения. Система состоит из сте¬клянных панелей, которые могут поворачи¬ваться вокруг своей оси, чтобы контролиро¬вать количество света и тепла, проходящего через фасадную поверхность. Объект осна¬щен и другими элементами экосистемы, таких как сбор дождевой воды, солнечные батареи и ветроэнергетические установки.
Метод генеративного моделирования позволяет создать более точную и подробную модель объекта, что может быть полезно для архитекторов и инженеров, работающих над проектированием и строительством различных сооружений. А помимо этого - быстро вносить изменения в модель, чтобы отразить изменения в проекте или удовлетворить новые требования заказчика. Данные, которые можно включить в модель, работают на основе геометрии объекта (форма, размеры и пропорции). Допускается включение информации о конструкциях, материалах, данных о планировке и расположении помещений, о системах инженерных коммуникаций, освещении, вентиляции и т. д. Вся перечисленная информация может быть использована для создания более точных и полных моделей объектов, чтобы п мочь архитекторам и инженерам в работе HI проектом.
Алгоритмическое моделирование основывается на написании компьютерного кода, а также создании процедур и алгоритмов, которые затем могут быть применены для автоматического генерирования архитектура форм из программного кода. Это процесс создания сложных архитектурных форм и конструкций с использованием математических алгоритмов и компьютерного программирования.
Нодовое параметрическое моделирование (parametric modeling) - метод создания цифровых моделей, использующий параметры и правила, которые определяют форму, размер и другие характеристики объекта. Основывается на создании модели, которая зависит от параметров, определяющих ее форму и характеристики. Метод позволяет архитекторам быстро изменять параметры модели для получения различных вариантов проекта, что может быть особенно полезно в случае работы над крупными сооружениями.
Нейронные сети и проектирование архитектурных объектов
Проектирование архитектурных объектов с помощью нейронных сетей - относительно новая технология в области архитектуры и строительства. Языковая модель искусственной нейронной сети (ANNs) - это тип модели машинного обучения, созданный по аналогии с работой нейронной структуры человеческого мозга. ANNs способны учиться сложным нелинейным отношениям между входными и выходными данными и могут быть обучены с использованием различных алгоритмов, таких как обратное распространение ошибки. ANNs широко используются в таких приложениях, как распознавание изображений и речи, обработка естественного языка и задачи прогнозирования.
Для создания моделей архитектурных объектов нейросеть обучается на основе многочисленных образцов, после чего может создавать новые объекты исходя из полученных знаний. Этот метод позволяет создавать объекты с высокой степенью детализации и реалистичности, но требует больших вычислительных ресурсов и времени на обучение.
Очевидно, что AI имеет потенциал изменить способ создания ЗD-моделей в будущем. Один из подходов, который уже исследуется, это работа с генеративно-состязательными сетями (GANs) для создания облаков точек, которые затем можно применить для генерации ЗD-моделей. Еще один подход - использование алгоритмов обучения с подкреплением, которые могут научить нейросеть генерировать ЗD-модели методом проб и ошибок, основываясь на обратной связи с окружающей средой. Кроме того, разрабатываются АI-инструменты, которые могут автоматически генерировать 3D-модели из 2D-изображений или видео с использованием таких технологий, как фотограмметрия и компьютерное зрение.
Подведем итоги
Создание концепций архитектурных объектов на основе алгоритмического, параметрического и нейросетевого моделирования имеет огромный потенциал в проектной сфере. Новые методы позволяют архитекторам создавать более сложные и инновационные архитектурные формы, которые ранее были бы невозможны. Сформировался полноценный новый инструмент, который не только обращается к огромной базе данных, но и выдает на ее основе возможные решения.
На данном этапе развития актуально использовать в проектной и исследовательской практике процесс синергии трех путей развития моделирования с помощью кодов, параметров и нейросетей. Нейросети выполняют функцию консультанта с возможностью стать в будущем инструментом, проверяющим и частично исполняющим работу архитектора. Их использование позволяет одновременно творчески и логически решать поставленные задачи в разных сферах деятельности, в том числе и архитектуре, создавая любую цифровую графику. Нейросетевое моделирование позволяет использовать искусственный интеллект для анализа больших объемов данных и выявления скрытых зависимостей и закономерностей. Архитектор в этом случае может лучше понимать потребности клиентов и создавать более эффективные и функциональные здания.
Но несмотря на то, что искусственный интеллект может помочь в оптимизации процессов, ускорении и улучшении качества принимаемых решений, необходимо помнить и о потенциальных опасностях и ограничениях в использовании AI. По мнению исследователей, использование искусственного интеллекта может быть полезным в различных областях, но необходимо помнить о его ограничениях и потенциальных опасностях. Обсуждаются и проблемы делегирования части работы архитектора нейросетям. При этом существует опасность замены человеческого творческого потенциала и интуиции на AI, что может привести к потере инноваций и оригинальности.
AI может помочь архитекторам работать более эффективно, но роль человеческого творчества и интуиции всегда будет иметь определяющее значение в процессе проектирования.
Использование естественного языка запросов платформами искусственного интеллекта открывает новые возможности для творчества. Зачастую именно в этом направлении процесс генерации начинает развиваться по собственному сценарию, выбранному нейросетью. Архитектор может получить решения, которые он не предвидел изначально. Такой подход отличается от традиционного поиска, при котором происходит авторское личное переосмысление разных аналогов для использования их в проектном решении.
Анализируя миллионы архитектурных проектов и документов, платформы на базе искусственного интеллекта могут предоставлять информацию и рекомендации, которые помогают архитекторам генерировать новые идеи и принимать более обоснованные решения.
Важно понимать, что творческий процесс идет в этом случае по-другому. Проектировщикам необходимо применять свои креативные способности на уровне создания текстовых схем, структур, запросов. Чем точнее и яснее архитектор будет выражать свои мысли и идеи, тем лучше будет результат работы с AI. Концепция проекта в любом случае исходит от специалиста, а программное обеспечение помогает быстро находить ответы на поставленные вопросы и проводить сравнение многих вариантов решений.
Соединение уникальных свойств человеческого интеллекта с возможностями программного обеспечения - вот наиболее выигрышный путь создания архитектуры будущего.
Вестник НОПРИЗ №4, 2023, 56-60.
«Союзпетрострой-Проект»
Источник: www.spbplan.ru