Главная » Новости образования » Соль на дорогах: есть ли альтернатива?

Соль на дорогах: есть ли альтернатива?

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

https://www.spbgasu.ru/Novosti/7293/

В осенне-зимний сезон дороги Санкт-Петербурга обильно посыпают технической солью и соляными смесями, и горожане традиционно жалуются, что реагенты портят обувь и ранят лапы собак. Однако этим вред не исчерпывается: соль наносит ущерб автомобилям и историческим зданиям, а также делает городскую среду менее комфортной и безопасной. Мы побеседовали об этом с экспертами СПбГАСУ и выяснили, можно ли исправить ситуацию.

мост

Зимний Санкт-Петербург. Фотография Марии Шведовой


 Солить опасно не солить 

Павлов

Александр Павлов

По словам доцента кафедры строительной физики и химии Александра Павлова, в качестве главного реагента для борьбы со снегом и льдом в нашем городе применяют солевую смесь. Основные её компоненты – хлориды натрия (пищевая соль), кальция и магния с добавкой речного или ископаемого песка. Токсичность этих веществ невелика, если не допускать значительного превышения предельной концентрации, утверждённой нормативными документами.

«Однако данные смеси являются сильными корродирующими реагентами. Именно они разрушают металлы и неметаллические материалы, в том числе кожу обуви», – объясняет учёный.

В качестве альтернативы для борьбы с гололёдом специалисты обычно указывают на мелкодисперсную гранитную крошку. Но её функционал существенно ниже: растапливать снег она не может и, кроме того, забивает ливневые стоки.

Александр Павлов полагает, что теоретически гранитную крошку можно заменить антиобледенителями на основе органических соединений, однако на практике это экономически невыгодно. «На мой взгляд, в ближайшем будущем альтернативы соляно-песчаным смесям нет», – подытоживает он.

Светлана Данилова

Светлана Данилова

Применение солей сказывается и на экологическом благополучии города. «Соль накапливается в почве и негативным образом влияет на естественный водный баланс, а значит, на растения. Прежде всего, страдают деревья, неприспособленные к таким условиям», – говорит Светлана Данилова, доцент кафедры дизайна архитектурной среды.

Хорошей заменой смеси, по её словам, является всё та же гранитная крошка, но для этого сценария необходима особым образом приспособленная ливневая канализация с системой фильтров. В противном случае крошка будет забивать канализационные стоки, из-за чего возникает наледь.

Ещё один вариант решения проблемы – подогрев тротуаров на главных улицах города. Благодаря этой технологии снег превращается в воду и по системе лотков уходит в землю. «Это достаточно затратно, однако, думаю, что такой мегаполис, как Санкт-Петербург, может себе это позволить», – считает Светлана Данилова.

КЛЕКОВКИНА Мария

Мария Клековкина

Такое мнение разделяет заведующая кафедрой автомобильных дорог, мостов и тоннелей Мария Клековкина. По её словам, подобная технология, помимо прочего, обеспечит безопасность и комфортность движения автомобилей и пешеходов, ликвидируя процесс замораживания и оттаивания, а также повысит сроки службы дорожного покрытия.

«Положительная температура позволяет сохранить архитектурно-эстетические особенности поверхности, что особенно важно для зимнего содержания тротуаров, дворов, детских, спортивных площадок, пешеходных зон и стоянок», – говорит эксперт.

Мария Клековкина уверена: необходимо построить несколько опытных площадок с подогревом для оценки социально-экономических показателей. Создание таких покрытий имеет определённую перспективу в недалёком будущем, особенно в городской среде на объектах благоустройства.


Как уменьшить ущерб для зданий 

Надежда Акулова

Доцент кафедры архитектурного и градостроительного наследия Надежда Акулова полагает, что использование соляных реагентов оказывает сильное негативное воздействие на фасады зданий. «Изначально в историческом центре такая практика предусмотрена не была, – рассказывает она, – теперь же соли въедаются в фундаменты сооружений и попадают на фасады». В результате химической реакции солей и материалов фасада образуются специфические высолы, постепенно разрушающие кирпичную, каменную и даже бетонную кладку. Это может создать дополнительные сложности при реставрации зданий.

По мнению Надежды Акуловой, решением проблемы может стать переход на использование песка или гранитной крошки либо обработка фасадов специальными защитными смесями.

Химическая активность реагентов настолько высока, что наносит вред и другим конструкциям. Так, в 2009 г. техническая соль разъела изоляцию проводов, спровоцировав аварию на Южной электроподстанции Санкт-Петербурга.

Матвеева Лариса

Лариса Матвеева

«Хлориды относительно дёшевы, поэтому их применяют в больших количествах. В результате бесконтрольность использования приводит к тому, что дороги и тротуары покрываются соляной коркой», – рассказывает профессор кафедры технологии строительных материалов и метрологии Лариса Матвеева.

Тем не менее, сегодня существуют химические противогололёдные материалы, которые, как принято считать, не оказывают отрицательного влияния на строительные сооружения. К ним относят комплексные субстанции, выпускаемые на ацетатной, формиатной, карбамидной основе и на основе прочих бесхлорных составов, а также хлорсодержащие материалы с антикоррозионными и биодобавками.

По мнению Ларисы Матвеевой, коммунальным службам необходимо не превышать допустимую концентрацию при использовании составов. «Для уменьшения количества химических реагентов на дорогах коммунальщикам необходимо отладить механизм и логистику уборки снега и обеспечить строгий контроль за количественным применением препаратов», – добавляет эксперт. 


…и для транспорта 

И.Черняев

Игорь Черняев

Реагенты негативно влияют и на техническое состояние транспортных средств. Основным механизмом здесь становится коррозия. Разрушение может быть не только электрохимическим, но и просто химическим, воздействующим уже и на неметаллические материалы – резину, пластик, лакокрасочное покрытие.

«Такие процессы при эксплуатации автомобилей не являются чем-то катастрофическим, это обычные объективно существующие процессы – их нельзя исключить, особенно в условиях нашего климата и применяемых технологий содержания дорог. От них надо защищаться и их надо замедлять – мойкой кузова, качественными защитными и противокоррозионными покрытиями», – отмечает заведующий кафедрой технической эксплуатации транспортных средств Игорь Черняев.


А как у них?

Кудрявцев Анатолий

Анатолий Кудрявцев

Есть миф, что за рубежом противогололёдные реагенты в целях сбережения природы не используют вообще, но практика свидетельствует об обратном. Так, в Швейцарии применяется хлористый кальций, в Норвегии основным реагентом служит техническая соль (хлорид натрия), в Финляндии применяют смесь соли и мраморной крошки. Нашей особенностью по сравнению с другими странами с холодным климатом и с теми, где снег и гололёд случаются эпизодически (которые тоже широко применяют соляные смеси) является лишь использование большого количества песка – за рубежом предпочитают каменную крошку.

Для нейтрализации негативных факторов на базе технической соли создаются многокомпонентные противогололёдные реагенты (ПГР). Одна из полезных добавок – формиаты. ПГР на основе хлорида натрия с добавками формиатов в Норвегии применяют на самых важных объектах.

«Формиат натрия не только сам распадается в природе на безопасные составляющие, но и очищает биосферу от вредных компонентов. Песок и щебень, кстати, на городских дорогах и оживлённых автотрассах использовать там запрещено», – поясняет заведующий кафедрой водопользования и экологии Анатолий Кудрявцев. Учёный добавляет, что применение пескосоляных смесей влечёт за собой негативные последствия как для канализационных сетей, так и для очистных сооружений, но, тем не менее, не сказывается на качестве питьевой воды: водозаборные сооружения используют поверхностные источники.


Текст: Анастасия Блинова, Александра Подольникова
Фото: pixabay.com

✔ Узнайте больше об исследованиях университета

Источник: spbgasu.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии