Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2023 г. № 1983
Об утверждении методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2023 г. № 1983
МОСКВА
Об утверждении методики формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую методику формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 марта 2024 г.
ПредседательПравительства Российской Федерации М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНА постановлениемПравительства Российской Федерацииот 24 ноября 2023 г. № 1983
МЕТОДИКА формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения
1. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения разрабатывается с учетом:
положений Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) ;
регионального стандарта транспортного обслуживания населения;
документов стратегического и территориального планирования,действующих на территории субъекта Российской Федерации.
2. Настоящая методика применяется для формирования региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения:
а) определяющих:
приоритеты,цели и задачи транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом во взаимосвязи с перевозками пассажиров и багажа иными видами транспорта общего пользования (железнодорожный,воздушный,водный и внеуличный транспорт)(далее - иные виды транспорта) ;
мероприятия,обеспечивающие достижение целевых значений показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения,сроков реализации этих мероприятий;
б) устанавливающих перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок,организация которых в соответствии с Федеральным законом отнесена к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. При формировании регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения допускается подготовка обоснований и предложений по разработке и реализации мероприятий иных видов транспорта,обеспечивающих достижение целевых значений показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения,а также предложений по внесению изменений в региональные,местные и отраслевые документы стратегического и территориального планирования.
Допускается одновременная подготовка регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения и регионального стандарта транспортного обслуживания населения.
4. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения формируется исходя из выполнения следующих приоритетов и задач (допускается осуществлять выбор приоритетов и задач) :
а) интеграция градостроительного,социально-экономического и транспортного развития субъекта Российской Федерации;
б) обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
в) обеспечение качества транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации на маршрутах регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - маршрут регулярных перевозок пассажиров) ,предусмотренного региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
г) формирование единой тарифной политики на территории субъекта Российской Федерации;
д) обоснованный выбор и использование видов и классов маршрутных транспортных средств;
е) создание условий для переориентации перевозок пассажиров,осуществляемых личным автотранспортом,на транспорт общего пользования;
ж) обеспечение эффективного взаимодействия различных видов транспорта,устранение необоснованного дублирования маршрутов регулярных перевозок пассажиров;
з) обеспечение приоритета движения маршрутных транспортных средств в дорожном движении;
и) учет перемещения населения и объемов перевозок пассажиров;
к) обеспечение информированности населения о работе транспорта общего пользования (в том числе посредством информирования пассажиров о движении транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров в режиме реального времени) ;
л) диспетчеризация и навигация маршрутных транспортных средств,координация их работы и расписаний движения,контроль регулярности их движения;
м) мониторинг достижения целевых значений показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
н) создание (при принятии решения о создании такой системы)и (или)развитие интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте и соответствующих сервисов,в том числе в целях обеспечения реализации подпунктов "ж" - "м" настоящего пункта.
5. Формирование регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения состоит из следующих этапов:
а) оценка существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
б) прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,иными видами транспорта;
в) определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и выбор предлагаемого к реализации варианта;
г) определение мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации и сроков их реализации;
д) оценка объемов и определение источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
е) мониторинг реализации регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения.
6. В оценку существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:
а) сбор и анализ данных,влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,иными видами транспорта,в том числе размещение мест проживания населения,объектов притяжения населения,включая объекты социального назначения;
б) анализ конфигурации существующей совокупности маршрутов регулярных перевозок пассажиров и входящих в их состав остановочных пунктов (далее - маршрутная сеть)на соответствие потребности в перемещении населения,определение мест размещения автовокзалов,автостанций,остановочных пунктов,иных объектов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта;
в) анализ конфигурации и оценка состояния инфраструктуры иных видов транспорта на соответствие потребности в перемещении населения (при необходимости) ;
г) анализ взаимоувязки перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,иными видами транспорта в мультимодальных пассажирских перевозках,количественных данных и качественных характеристик взаимодействия различных видов транспорта;
д) сбор и анализ данных о существующих объемах и структуре перевозок пассажиров различными видами транспорта,данных о работе перевозчиков,данных о распределении перевозок пассажиров по маршрутной сети,в том числе по времени;
е) сбор данных,характеризующих доступность,безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,определение существующих значений показателей регионального стандарта транспортного обслуживания населения и их анализ;
ж) расчет социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,в том числе совокупных затрат времени населения на передвижение,ущерба от дорожно-транспортных происшествий и экологического ущерба;
з) расчет эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно) ,в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров,субсидий и иных мер финансовой поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров,социально-экономических показателей существующего состояния транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,совокупных затрат на перевозку пассажиров.
7. Сбор данных,указанных в пункте 6 настоящей методики,допускается осуществлять в том числе с учетом данных:
мониторинга дорожного движения и данных,формируемых интеллектуальной транспортной системой на пассажирском транспорте (при наличии) ,результатов анализа перемещений населения за период не менее трех лет;
операторов подвижной радиотелефонной связи и (или)мобильных приложений о передвижении населения,в том числе по дням недели,месяцам и сезонам года,а также социологических исследований.
8. В прогноз объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,иными видами транспорта допускается включать:
а) прогноз изменения значений показателей,влияющих на показатели транспортной подвижности населения и транспортного спроса населения в отношении перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом,иными видами транспорта;
б) прогноз распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;
в) прогноз показателей,в том числе социально-экономических,влияющих на доступность,безопасность и комфортность транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.
9. Определение концептуальных вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять с учетом:
результатов прогноза объема перевозок пассажиров и транспортного спроса в отношении автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта,иных видов транспорта;
распределения объемов перевозок пассажиров между различными видами транспорта;
увязки транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации при организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с работой иных видов транспорта (при необходимости) ;
формирования вариантов конфигурации маршрутной сети;
подбора вида,класса и числа транспортных средств для обслуживания маршрутов регулярных перевозок пассажиров на основании прогнозных значений перемещений населения и объемов регулярных перевозок пассажиров и социально-экономической эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
иных принципов,приоритетов,задач транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,сформированных на основании пункта 4 настоящей методики.
Укрупненную оценку концептуальных вариантов развития транспортного обслуживания в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять на основе результатов математического моделирования распределения объемов перевозки пассажиров различными видами транспорта,распределения объема перевозки пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом для каждого варианта маршрутной сети и для различных временных периодов,математического моделирования иных параметров,влияющих на транспортное обслуживание населения в субъекте Российской Федерации.
Сравнение вариантов транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается производить с учетом:
необходимости достижения значений показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
результатов расчета эффективности по предлагаемым вариантам транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации (укрупненно) ,в том числе с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров,субсидий и иных финансовых мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров,социально-экономических показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,совокупных затрат на перевозку пассажиров;
планируемого объема финансирования.
Выбор предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается осуществлять укрупненно на основании сопоставления расчетов эффективности транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,возможностей бюджета субъекта Российской Федерации и иных источников финансирования,позволяющих обеспечить достижение значения целевых показателей транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.
10. В предлагаемый к реализации вариант транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать:
перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров,организация которых в соответствии с Федеральным законом,а также законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации;
перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации иными видами транспорта (при необходимости) ;
мероприятия по созданию и (или)развитию интеллектуальной транспортной системы на пассажирском транспорте,указанной в подпункте "н" пункта 4 настоящей методики,в том числе с учетом ее интеграции с интеллектуальными транспортными системами субъектов Российской Федерации,осуществляющими мониторинг и управление транспортной системой субъектов Российской Федерации,в части обеспечения совместимости программно-аппаратных комплексов,протоколов и форматов обмена данными,а также регламентов взаимодействия участников информационного обмена;
мероприятия по организации возможности использования велосипедов и средств индивидуальной мобильности как транспортных средств,обеспечивающих подвоз населения к остановочным пунктам маршрутов регулярных перевозок пассажиров,автовокзалам и автостанциям,объектам иных видов транспорта.
По результатам проработки мероприятий предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации может быть уточнена эффективность их реализации с учетом дохода от регулярных перевозок пассажиров,субсидий и иных мер поддержки в целях осуществления регулярных перевозок пассажиров,социально-экономической эффективности мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации (в том числе совокупные затраты времени населения на передвижение,ущерб от дорожно-транспортных происшествий и экологический ущерб) ,совокупных затрат на регулярные перевозки пассажиров.
11. В перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров,организация которых в соответствии с Федеральным законом,а также с законодательством субъектов Российской Федерации отнесена к компетенции исполнительных органов субъектов Российской Федерации,допускается включать предложения по:
а) установлению,изменению и отмене маршрутов регулярных перевозок пассажиров,содержащие сведения о параметрах маршрутов регулярных перевозок пассажиров,предусмотренные Федеральным законом,а также по изменению вида регулярных перевозок пассажиров;
б) формированию графика проведения конкурсных процедур и заключения государственных контрактов на осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам;
в) размещению и оборудованию остановочных пунктов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта,а также рельсовых путей и контактных сетей городского наземного электрического транспорта на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения,а также на автомобильных дорогах федерального и (или)местного значения в случае передачи или перераспределения полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) определению потребности в маршрутных транспортных средствах,сроков их поставки и источников финансирования;
д) разработке и (или)усовершенствованию регулируемых тарифов для регулярных перевозок пассажиров;
е) организации и совершенствованию системы оплаты проезда,повышению эффективности контроля оплаты проезда.
12. Перечень мероприятий регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации иными видами транспорта может включать предложения по:
установлению и (или)изменению маршрутов (их параметров) ,по которым осуществляются регулярные перевозки пассажиров иными видами транспорта;
определению потребности в транспортных средствах для эксплуатации на маршрутах,по которым осуществляются регулярные перевозки пассажиров иными видами транспорта,объемов и сроков их поставки;
строительству,реконструкции,капитальному ремонту и ремонту объектов транспортной и инженерной инфраструктуры иных видов транспорта;
совершенствованию экономической и организационной модели транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации с использованием иных видов транспорта;
дополнительным мероприятиям,необходимым для разработки или изменения соответствующих программ,планов и иных документов по развитию иных видов транспорта;
источникам и объемам финансирования развития иных видов транспорта,которые необходимы для реализации предложений,предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта.
Мероприятия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом разрабатываются с учетом развития иных видов транспорта.
13. В оценку объемов и источников финансирования мероприятий по транспортному обслуживанию населения в субъекте Российской Федерации и мероприятий по развитию регулярных перевозок пассажиров предлагаемого к реализации варианта транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации допускается включать оценку необходимого объема финансирования с разделением по задачам реализации указанного плана,отдельным видам транспорта и видам транспортных средств,разделением на транспортные средства (в том числе обновление)и на развитие инфраструктуры регулярных перевозок пассажиров и с указанием источников финансирования.
14. Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения состоит из утверждаемой и обосновывающей частей.
15. Утверждаемая часть регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения включает:
а) паспорт регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения,содержащий:
наименование;
основание для разработки;
значения показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения,в том числе по годам;
краткое изложение выбранных приоритетов и задач транспортного обслуживания населения в субъекте Российской Федерации,обеспечивающих достижение целевых значений показателей,установленных региональным стандартом транспортного обслуживания населения;
наименование этапов реализации регионального комплексного плана транспортного обслужива
Источник: government.ru