Железнодорожные изыскания в Зауральской степи

Барков Роман

Публикация в группе: "Папаша, кто строил эту дорогу?"

К 1892 г. Рязанско-Козловская дорога, начав строительство линии Покровская Слобода – Уральск, получила наименование Рязанско-Уральской (попутно вобрав в себя Тамбово-Саратовскую).

Вокзальное здание станции Уральск, 1893 г.
Здание изначально трактовалось как символические «ворота в Азию». В проекте была использована широкая палитра восточных мотивов: от древнеперсидских до мавританских. Наиболее выразительными были северный и южный порталы, украшенные виртуозно выложенными из кирпича стилизованными башнями – минаретами. Вокзал имел два зала ожидания для пассажиров I и II классов, ресторан-буфет. Окна в залах украшали цветные витражи, полы были выложены узорчатой керамической плиткой. Перед вокзалом на площади размещался старинный Кругленький сад с кирпичной водонапорной башней, выстроенной одновременно с вокзалом, также в восточном стиле. В 1983 году руководством Уральска было принято решение о строительстве нового вокзала и реконструкции привокзальной площади. Весь комплекс исторических зданий: вокзал, водонапорная башня, сад со столетними дубами были снесены без фотофиксации, обмеров и описаний. Снос памятников не был вызван объективной необходимостью, так как места уничтоженных объектов так и остались незастроенными.
Источник: https://vlast.kz/.../32751-utracennye-pamatniki-uralska.html 

Но акционерам – С.П. и П.П. фон Дервизам – этого было мало, и они вознамерились протянуть «чугунку» аж до Хивинского ханства. Уральск и в конце XIX века оставался практически «краем географии»: дальше на юго-восток шли полупустынные земли «кочевыхъ киргизъ», где ещё совсем недавно хивинцы грабили российские торговые караваны. Но территория представляла интерес и в геологическом отношении, поэтому фон Дервизы на паях с Геологическим комитетом Министерства торговли и промышленности снарядили экспедицию в зауральские степи Уральской области и плато Устюрт.

Общий вид Уральска во время экспедиции Геологического комитета.
Источник: pastvu.com

Задачами экспедиции были изыскания топографические, физико-географические, гидрогеологические и геологические, включая разведку полезных ископаемых. Результатом должен был стать проект железнодорожных линий. Общество РУЖД ставило задачу изучения путей, по которым движутся грузы по зауральской степи и направляются к Уральску. Конечной целью была связь важной торговой артерии Средней Азии – Амударьи с Уральском, через который среднеазиатская торговля вошла бы «въ непрерывныя общенiя» с Москвой. Рассматривалось три варианта направления будущей дороги: Уральск – Гурьев – Усть-Урт – Кунград, Уральск – Уил – Кунград и от Уральска к северному берегу Аральского моря.

Начальником экспедиции был назначен известный геолог Сергей Николаевич Никитин, участвовавший до этого в изысканиях железнодорожной линии Покровская Слобода – Уральск. В помощь ему были направлены горный инженер Николай Леонович Ижицкий, классный военный топограф Дмитрий Григорьевич Сергеев и техническая дорожная партия техников.

Сергей Николаевич Никитин (1851 - 1909) — русский геолог и географ, старший геолог Геологического комитета со дня его основания, председатель Гидрологического комитета, член-корреспондент Академии наук, член Санкт-Петербургского минералогического общества.
Источник: wikipedia.org

«Веселуха» началась сразу же. Поставленный во главе этой дорожной партии инженер «по личным причинам» значительно опоздал к началу работ, и потому подготовкой не занимался вовсе. А через два месяца внезапно посреди работы покинул экспедицию и больше не появлялся. Руководство партией и её обеспечение пришлось брать на себя Никитину. А между тем выяснилось, что технические железнодорожные изыскания никогда не двигались, и физически не могут двигаться со скоростью 22 вёрст в сутки, как положено было программой – для этого надо было без сна и отдыха работать четыре месяца. Долго решался вопрос о выделении средств, поэтому вместо обычных трёх месяцев подготовки осталось меньше одного, в результате не успели толком подобрать в Петербурге и Москве справочную и описательную литературу; читали уже в пути то, что успели достать, а полноценное изучение оставили до возвращения. Лучшие месяцы – с марта по май – провели в ожидании, и прибыли в Уральск уже в самую жару. Остаток мая пытались собрать караван, но выяснилось что вьючных верблюдов нельзя приобрести ни за какие деньги ни в Уральске, ни в Уиле, ни в Темире. Поэтому пришлось ждать прибытия хивинского каравана на ярмарку. Когда же тот прибыл, караванщик так обрадовался возможности заработать, что заломил цену, в обычных условиях позволяющую доскакать на этих верблюдах до Петербурга и обратно. Ну, и на десерт разразилась эпидемия холеры, вызвавшая не столько заболевания, сколько панику – весь состав экспедиции готов был разбежаться.

Фрагмент отчётной карты экспедиции.
Источник: Никитин С.Н. Отчет Экспедиции 1892 г. в Зауральские степи Уральской области и Усть-Урт // Спб. 1893.

Как всегда в таких случаях, пришлось совершать подвиги. Топограф Сергеев разыскал нигде не опубликованные и труднодоступные, а потому никому не известные топографические материалы, а также снабдил экспедицию собственными теодолитами и кипрегелями, причём безвозмездно. Главная физическая обсерватория помогла по дешёвке купить метеорологические инструменты и подарила ртутный барометр. Совет РГО открыл свой архив по Средней Азии. Военный губернатор Уральской области Н.Н. Шипов поднял всё казачье войско на помощь экспедиции. Шипов и сам был уже давно озабочен исследованиями зауральской степи и даже приглашал в своё время специалистов, а тут явились сами, да ещё с такими серьёзными намерениями… По команде Шипова всемерное содействие оказывали экспедиции начальники Калмыковского и Эмбинского уездов, Уильской крепости. Во многом успех экспедиции был обеспечен участием в ней есаула Искакова, которому Никитин даёт лестную характеристику: «интеллигентный переводчикъ съ киргизскаго языка, прекрасно знающiй степь, мѣстное населенiе и обращенiе с мѣстными мелкими членами туземной киргизской администрацiи».

Экспедиция перебралась на лёгких повозках из Уральска в Уил, и там уже ждала хивинский караван «усть-уртских киргизовъ», табынцев и аданцев. За это время выполнены изыскания окрестностей Уила. Вот как Никитин описывает это местечко: «Этотъ городокъ, крайне неудачно поставленный и неудачно построенный среди площади мало способной для культуры, страдающiй отъ недостатка воды, представляетъ въ обычное время крайне унылый видъ занесеннаго пылью и песком мѣстечка». Не дожидаясь каравана, отправили вперёд техническую партию под водительством «образцоваго проводника» Джадрасына Иргараева. Партия дошла до р. Эмбы, там её настигла довольная основная экспедиция на верблюдах под водительством караванбаши Кысык-Укиева. От Уила до Кунграда было 800 вёрст, до Гурьева – 400, и это по пустыне, без единого населённого пункта.

Вот так выглядел Гурьев во время экспедиции Геологического комитета. Фото В.А. Нечаева.
Источник: pastvu.com

Интеллигенция экспедиции состояла из 12 человек. Рабочую силу составляли 20 казаков, повар, кузнец, пятеро постоянных рабочих, киргиз-погонщик верблюдов с товарищем, караванбаши с семью товарищами, главный проводник Джадрасын со своим братом, местные проводники и старшины «киргизских» аулов с несколькими чабарами (рассыльными). Караван состоял из 60 верблюдов и шести ишаков караванбаши, 13 верблюдов и 14 лошадей экспедиции, 20 казацких лошадей, верблюдов и лошадей главного проводника, нескольких правителей и местных проводников. Перед собой гнали главную пищу – стадо овец и баранов до 60 голов. В июне 1892 года вся эта «орда» выдвинулась в пустыню…

……….

За один сезон выполнены работы, изначально рассчитанные на два года. Топограф Сергеев выполнил нивелировку и подробную кипрегельную съёмку 700 вёрст. Планы и трёхвёрстные карты, составленные по материалам этих работ, долгие годы служили бесценным справочным материалом. Обществу РУЖД были представлены подробные продольные профили по всем вариантам трасс с указанием на них проектного положения станций.

Фрагмент профиля трассы железнодорожной линии с показанием проектного положения станций.
Источник: Никитин С.Н. Отчет Экспедиции 1892 г. в Зауральские степи Уральской области и Усть-Урт // Спб. 1893.

Изысканиями было определено, что первоначальные варианты железнодорожных линий не годятся. Никитиным было предложено без задействования Уральска, Уила и Гурьева, вести линию из Кунграда через Эмбу на Индер и Александров Гай (первый участок этой линии построен в 1960 г., второй, через плато Устюрт – в 1972, третий – в 1989, участок от Индера до Александров Гая так и остался в проекте).

Фрагмент отчётной карты экспедиции.
Источник: Никитин С.Н. Отчет Экспедиции 1892 г. в Зауральские степи Уральской области и Усть-Урт // Спб. 1893.

В районе Эмбы были выделены контуры нефтеносности, разработка которых началась в 1920-е гг.

Деятельность С. Н. Никитина в этой экспедиции была высоко оценена научной общественностью, и в 1894 году Русское географическое общество наградило его высшей своей наградой — Константиновской медалью.

Поделиться
5 2 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии