Инженер Виноградов и его водоёмные здания

Барков Роман

Публикация в группе: Инженеры "чугунки"

Первый инженер из создателей железнодорожных сооружений, о ком хотелось бы рассказать - инженер-технолог Виноградов Николай Арсеньевич. Человек, о котором в наш просвещённый век в Сети нет вообще ничего, ни крупицы информации, как будто и не было его, не интересен. Между тем, сооружения, созданные по его проектам, трудились многие годы и являются, на мой взгляд, инженерно-архитектурными шедеврами.

Виноградов Николай Арсеньевич. Фото авторства художника Е. Казакова 1887 г., подаренное на память П.Е. Старицкому.
Источник: РГБ, основное хранилище.

Родился Виноградов в 1862 году в посаде Большие Соли Костромской губернии (ныне - ПГТ Некрасовское Ярославской области) в семье священника. В 1887 году закончил Петербургский технологический институт. В течение 1890-х годов проектировал железнодорожные сооружения для Общества Рязанско-Уральской железной дороги (РУЖД) и Московско-Ярославско-Архангельской. Автор проекта железнодорожного моста через р. Липицу (на 23-й версте линии от ст. Юрьев-Польский до ст. Тейково), автор типового проекта мастерских при паровозных депо, автор проекта элеваторов при станциях, автор типового проекта нефтеразборных станций и резервуаров, конструктор паровых котлов, холодильников и сжатых решетчатых стержней.

Резервуар для хранения нефтяных остатков. Автор проекта - Н.А. Виноградов.
Источник: Устройство нефтеразборных станций на новых линиях Рязанско-Уральской железной дороги, Киев, 1897.

Занимался Виноградов и исследованием аспектов железнодорожной хлебной торговли, разрабатывал концепции хлебоперевозок. И, конечно, создал "новыя водоемныя зданiя РУЖД".

Чертёж и разрез "новаго водоёмнаго зданiя".
Источник: Н. Виноградов. Новый типъ водоемныхъ зданiй на Рязанско-Уральской ж.д. Киев, 1898 г.

 

Во второй половине 1890-х годов Общество Рязанско-Уральской железной дороги приняло решение ввести новый тип водоёмных зданий. Для всех новых линий вводились здания, "отличавшиеся нѣкоторою оригинальностью, какъ въ отношенiи внѣшней своей формы, такъ и въ отношенiи способа установки въ нихъ водяныхъ баковъ". Поскольку расстояние между пунктами водоснабжений составляло "60 виртуальныхъ вёрстъ", промежуточные водоснабжения и ремонт баков были затруднены. Решение заключалось в одновременной установке двух баков в одном водоёмном здании, а оригинальность этого решения - в установке баков один над другим, по вертикали. Здания были однотипными, но подразделялись на четырёхкубовые, шестикубовые и восьмикубовые (это не в привычных нам кубометрах, а в "кубосаженях") - от объёма зависела высота. Размещению баков по вертикали отдано предпочтение по причине дешевизны возведения самих зданий, а также по причине значительного напора воды из верхнего бака, способствовавшему более быстрому наполнению тендера водой. Благодаря такому способу установки баков, водоёмные здания получили "архитектурный видъ совершенно круглыхъ башенъ" (таких, действительно, больше в то время не было, да и в наше нет).
"Двери и окна въ зданiяхъ сделаны двойныя. Помимо нижняго ряда оконъ таковыя устроены ещё противъ каждаго изъ баковъ". Фундамент здания закладывался обязательно "на материкѣ и при удовлетворительныхъ условiяхъ грунта". Глубина заложения фундамента сначала принималась 0.66 саж., но практика показала её недостаточность, впоследствии глубина заложения была увеличена до 1.20 сажен. Фундамент и цоколь в большинстве случаев выкладывался из бутового камня, стены выкладывались из кирпича, везде местного производства.
"Крыша устроена желѣзная въ видѣ восьмиграннаго купола и вѣнчается восьмиграннымъ же фонарёмъ. Съ четырёхъ сторонъ послѣдний снабжёнъ жалюзями, служащими для вентилированiя зданiя". На станции Пенза РУЖД (сейчас это Пенза-3) находится единственный сохранившийся купол из всех виденных мной водоёмных зданий, у остальных кровля была перестроена.

Купол водоёмного здания.
Источник: Н. Виноградов. Новый типъ водоемныхъ зданiй на Рязанско-Уральской ж.д. Киев, 1898 г.
Купол водоёмного здания на станции Пенза-3, апрель 2021 г.

 

На станции Михнево ещё в 1960-е годы сохранялся оригинальный купол, но сейчас его, увы, уже нет.

Станция Михнево, 1960-е гг. Купол ещё оригинальный.
Источник: pastvu.com


Станция Михнево, февраль 2020 г. Купола уже нет.

Такие водоёмные здания построены на всех станциях Данков-Смоленской и Павелец-Московской линий, введённых в эксплуатацию в 1900-1901 гг. К концу XIX века таких зданий было возведено более восьмидесяти, сколько после - пока неизвестно.
А Николай Арсеньевич в начале XX века осел в Саратове в должности начальника отдела вспомогательных предприятий в Управлении РУЖД, имел звание коллежского секретаря. Вошёл в члены правления Общества вспомоществования учащимся в училищах РУЖД: выдавали пособия на одежду и обувь, учебные книги и руководства, на плату за обучение беднейшим ученикам; устраивали завтраки для учащихся, приезжающих с линии, некотором учащимся выдавалась стипендия.
Жил Николай Арсеньевич на Царицынской улице в доме купца Колесникова Григория Васильевича (сейчас это д. 61 по ул. Первомайская - дом сохранился!).

Дом купца Колесникова Г.В. в Саратове, в котором проживал Виноградов.
Источник: oldsaratov.ru

Последнее известное издание авторства Виноградова вышло в 1915 году. Что было дальше - пока неизвестно, но всё впереди.
А водоёмные здания Виноградова продолжают жить. На Павелец-Московской линии они сохранились вообще все! Самое известное из них - у платформы Дербеневская. Об остальных расскажу в отдельной публикации.

Водоёмное здание товарной станции Москва (в настоящее время - платформа Дербеневская). Автор проекта - Н.А. Виноградов.
Фото апрель 2021 г.

Поделиться
5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии