По следам Виктора Цоя и не только...
СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ
Источником вдохновения для этого материала послужила не только посвященная легендарному музыканту и исполнителю выставка, которая на данный момент проходит в Севкабеле, и не исключительно любовь автора к творчеству группы «Кино». Но и наш новый партнер – компания, присоединившаяся к составу Ассоциации пару недель назад. О чем пойдет речь и как могут быть связаны Цой и Ялта– читайте в нашей новой статье.
Урожденного ленинградца Виктора Цоя можно было встретить в разных уголках города – многие из них ныне стали культовыми местами памяти певца. По некоторым маршрутам даже проводятся интереснейшие экскурсии, например, «Ленинградский рок-н-ролл» или «Ленинградский рок-клуб». Конечно, чаще всего с Цоем связывают Камчатку, Рубинштейна, 13 (где ранее находился ленинградский рок-клуб, а ныне здесь располагается театр «Зазеркалье»), Пушкинскую, 10, «Сайгон», Эльфийский садик, Ротонду. Но кроме этих известных многим поклонникам группы локаций, и, конечно, не считая дома со шпилем на Московском и «корабля» на Ветеранов – мест, где лидер группы «Кино» жил, была как минимум еще одна точка на карте Ленинграда, связанная с нашим героем. Да и не только с ним, но и с другими музыкантами Ленинградского рок-клуба и в целом притягивавшая к себе любителей прекрасного… Не столь очевидное и раскрученное место, как другие, даже скрытое от широкой публики несмотря на расположение в центре города, оно носило сразу несколько романтических имен – «Пале-Рояль», «Сен-Жермен» и «Бельведер». В «Пале-Рояль» играли на гитарах, философствовали и дискутировали. Сюда приходили за вдохновением и здесь рождались новые песни.
Это место существует и поныне, к счастью оно мало изменилось с тех времен, когда здесь нередко можно было встретить самых известных, талантливых и неординарных рок-музыкантов Ленинграда. О каком уголке города идет речь и где он прячется? Под именами «Пале-Рояль», «Сен-Жермен» и (реже) «Бельведер» на карте современного Петербурга обозначен сад, официально именуемый садом Дома Пеля и надежно скрытый от любопытных глаз периметром жилых домов. Сам Дом Пеля значится по Литейному проспекту и имеет номер 46. Изначально дом по этому адресу был построен архитектором Александром Пелем, в числе прочих проектов которого - знаменитый особняк А.А. Половцова, знакомый петербуржцам также как Дом архитектора. Впоследствии дом Пеля был перестроен и дополнен внутренними флигелями, созданными уже по проекту архитектора Александра Хренова.
Сегодня комплекс зданий является объектом культурного наследия и прекрасным представителем «сообщества» петербургских доходных домов. Однако избалованные блестящей архитектурой города, петербуржцы нечасто выделяют расположенный на Литейном проспекте лицевой корпус дома как особенный, поэтому проходят мимо, так и не узнав о том, что великолепная тройная арка дома Пеля с изящными коваными воротами ведет в роскошный сад. Кстати, сама арка внутри представляет собой шедевр архитектуры с колоннами, мозаикой и тончайшей лепниной на своде, под ногами – не банальный асфальт, а чудесно сохранившая плитка (возможно, даже настоящая метлахская). Не будем подобно Алисе в стране чудес стоять и заглядывать в замочную скважину, дабы рассмотреть чудесный парк, а решительно отправимся на прогулку в «Пале-Рояль» (предварительно дождавшись, чтобы кто-то открыл путь к прекрасному, так как вход в сад закрыт, но ждать долго не приходится). Проходим через арку и с шумного Литейного попадаем в оазис тишины. Совершенно неожиданно для центра города. Перед нами – довольно крупный по меркам зоны исторической застройки двор-сад, обрамленный внутренними фасадами флигелей. Последние, равно как и оставшийся за нашей спиной непосредственно сам дом Пеля, богато декорированы архитектурными элементами в стилистике эпохи Возрождения. И это при том, что фасады обращены во двор, а не на улицу!
Как и весь комплекс зданий в его нынешнем виде, сад был также создан по проекту упомянутого выше архитектора Александра Хренова – автора многочисленных доходных домов в Петербурге, а также дворца великого князя Николая Николаевича (впоследствии в нем располагался Дворец бракосочетаний, а ныне здесь находится резиденция полномочного представителя президента РФ по Северо-Западному федеральному округу). Работы по разбивке сада датируются 1910-ми гг.
Сегодня, как и много лет назад, на аккуратных дорожках располагаются скамейки – вот на них-то (или на их предшественниках), наверняка, и сидели наши рок-кумиры, создавая нетленные произведения. Центральным элементом сада является роскошный фонтан с изящной женской фигурой, выполненной в бронзе. Из сосуда, который девушка держит над головой, бьют струи воды, падая в круглую каменную чашу. Фонтан изначально был одним из главных украшений сада, однако в советское время бронзовая фигура, к сожалению, была утрачена. Долгое время о фонтане напоминала лишь чаша, которая то пустовала, то становилась основой для странных конструкций, возможно, предназначенных для декора цветами. Но несколько лет назад фонтан вместе с бронзовой фигурой был восстановлен, став фактически первым дворовым водометом, который вновь забил в российское время. Автор данной статьи уже видел фонтан в действии (прекрасное зрелище!), однако не был осведомлен о том, что чьими стараниями было возвращено саду его главное украшение. Лишь буквально на днях нам в Ассоциации довелось узнать, что руку к этому проекту приложили специалисты компании «Ялта», которые по заказу Водоканала воссоздали фонтанный комплекс. Узнали мы об этом благодаря тому, что недавно «Ялта» вошла в состав Ассоциации «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» и нам довелось ознакомиться с проектами этой компании, значительную долю в которых, помимо общестроительных работ, занимают реставрация объектов, водная архитектура и строительство фонтанов. Кстати, фонтан в «Пале-Рояль» далеко не единственный, что возродился к жизни благодаря умелым рукам специалистов «Ялты». Команда предприятия делает огромное дело во благо сохранения и преумножения уникальных водных достопримечательностей Петербурга. Например, именно компания «Ялта» занималась реставрацией чудесного фонтана «Флора» на углу Академического проспекта и Дворцовой улицы в городе Пушкине, отремонтировала фонтан «Скрипка-женщина» в саду имени композитора Андрея Петрова на Каменноостровском проспекте, возродила фонтан «Афродита» в саду Сан-Галли, создала первый в Петербурге уникальный фонтанный комплекс с пешеходно-прогулочным мостиком в Любашинском саду. И это только малая доля проектов «Ялты» в сфере водной архитектуры (к слову – не единственная область деятельность, в которой работает «Ялта»).
Замечательно, когда есть такие специалисты, которые могут искусно и со всей деликатностью восстановить старинные формы и архитектуру, не испортив задумку автора использованием ненадлежащих технологий или неуместными деталями.
В завершение хочется вернуться к нашему секретному саду и призвать всех тех, кто никогда не посещал петербургского «Пале-Рояля», или бывал здесь, но еще не видел фонтан со скульптурой, непременно заглянуть в этот уголок, как это в очередной раз сделал автор данной публикации в один из недавних вечеров. К сожалению, ввиду сезонности фонтан не работает, однако сама скульптурная группа и все остальные красоты этого места выглядят ничуть не хуже, чем в теплое время года. В любое время дня и года сад дома Пеля хранит в себе особую атмосферу – недаром в течение всего ХХ века он был точкой притяжения творческой интеллигенции. Сюда любили приходить Николай Гумилев и Анна Ахматова. По одной из городских легенд, в саду даже выступал Федор Шаляпин. Что вполне возможно, ведь сад славится своей акустикой. Здесь бывали Иосиф Бродский и Сергей Довлатов. А в 80-е годы «Пале-Рояль» уже принимал в своем замкнутом мире представителей рок-клуба. Возможно, встречи в этом месте навеяли группе «Кино» ряд песен из их романтического периода - кто знает… Хорошо, что время и полусекретное положение пощадили сад дома Пеля, а «Ялта» вернула ему утраченный ранее столь важный элемент, укрепив этим genius loci этого места.
Кстати: если говорить о фонтанах, то любимые современные водные ансамбли города – фонтаны на Московской площади, на площади Ленина, в Южно-Приморском парке, в Любашинском саду и многие другие – построены или реконструированы силами специалистов «Ялты».
Это интересно: автор проекта перестройки дома Пеля и возведения сада при нем - Александр Сергеевич Хренов, помимо того, что являлся талантливым и плодовитым архитектором, был удивительно разносторонним человеком. Он также работал в качестве рисовальщика, художника-акварелиста, декоратора, витражиста периода модерна и даже был конезаводчиком.
Справка: ООО «Ялта» – многопрофильная компания, осуществляющая деятельность в сфере промышленного и гражданского строительства; инжиниринговые услуги – инженерное обеспечение строительства, охватывающее все фазы реализации инвестиционно-строительных проектов (разработка концепции, проектирование, строительство, эксплуатация объектов). Компания ведет свою деятельность с 2002 года и имеет богатый опыт в области проектирования и строительства в качестве генерального подрядчика, генерального проектировщика, осуществления функций заказчика и застройщика. В портфолио «Ялты» значительную долю занимает водная архитектура – от строительства и реконструкции городских фонтанных ансамблей до интерьерных фонтанов.
Используя собственные производственные мощности, компания «Ялта» предоставляет широкий спектр услуг по проектированию и изготовлению металлоконструкций различного назначения для промышленного и гражданского строительства.
Предприятие реализует проекты в разных регионах страны.
В Ассоциацию «СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ» ООО «Ялта» вступила в ноябре 2024 года.
Источник изображений: фотографии автора статьи, сделанные специально для публикации; источник логотипа на превью – официальный сайт компании «Ялта».
СОЮЗПЕТРОСТРОЙ-СТАНДАРТ
Источник: srostandart.ru