Многофункциональные и трансформируемые: какими должны быть школы будущего

В каких школах должны получать образование дети XXI века? Ответ на этот вопрос дали эксперты в сфере образования, а также архитектуры и строительства на сессии «Образование будущего – инновации, практика, перспективы» в рамках Российской строительной недели. В качестве спикера участие в дискуссии приняла заместитель технического директора по архитектуре ПИ «Гипрокоммундортранс» (ГКДТ) Алла Лалакина. Она поделилась опытом проектирования самой большой школы в нашей стране – Образовательного центра «Содружество».

Отметим, Российская строительная неделя проходила в ЦВК «Экспоцентр» в Москве с 10 по 14 марта. Это уникальная площадка для обмена опытом, участниками которой стали более 4,1 тыс. посетителей, в том числе 600 модераторов, спикеров и экспертов.

От знаний к созиданию

В России постепенно меняется модель обучения в школах, в том числе, под современные реалии подстраиваются образовательные пространства. Как рассказала директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», кандидат психологических наук Марина Битянова, происходит переход от школы «знаний» (знать ответы на нужные вопросы) к школам «созидания» (ставить новые вопросы и отвечать на них новыми решениями). Первая модель существовала не одно столетие. При ней классные комнаты предполагают классическую фронтальную рассадку (парты друг за другом), направленную на то, чтобы сидеть долгое время, смотря прямо перед собой. Остальное школьное пространство служит лишь переходом между кабинетами: коридоры в таких учреждениях – не место для коммуникаций.

В школах «созидания» пространства, в том числе учебные комнаты, многофункциональны и легко трансформируются. При этом коридоры, библиотеки, столовые и другие зоны становятся зонами притяжения, внеклассных активностей и коммуникации.

Трансформация и развитие

Участники сессии отметили, что каждая современная школа превращается в уникальный объект, внешне больше напоминающий концертный зал, нежели муниципальное учреждение. Однако можно выделить ряд тенденций. Так, в современных образовательных учреждениях вместо столовых появляются школьные кафе, помимо актовых залов – атриумы, а узкоспециализированые кабинеты превращаются в многофункциональные. Большое внимание уделяется дизайну внутренних пространства, а также оформлению фасада.

Руководитель дирекции «Социальные объекты» ГК «А101» Юлия Чернец отметила важность функционального наполнения «школы будущего». То есть в образовательных центрах должны быть предусмотрены пространства для всестороннего развития ребенка: арт-студии, научные лаборатории, помещения для кружков и секций.

Однако для того чтобы школа получилась действительно функциональной и комфортной, одних архитектурных идей мало - должны быть свои «образовательные сценарии». Поэтому еще на ранних этапах проектирования учреждений в качестве консультантов необходимо привлекать директоров школ и педагогов. Такой точки зрения придерживается директор АНОО «Международная школа Казани» Нияз Гафиятуллин. Директор «Школы 800» (Нижний Новгород) Марк Сартан добавил, что по-настоящему уникальным становится только то учреждение, которое имеет свою идеологию, концепцию и лозунг.

Драйвер развития территории

Уже известный факт, что школы в итоге становятся не просто образовательной организаций, а общественным пространством, точкой притяжения для жителей близлежащих домов. Если раньше при проектировании новых жилых кварталов земельные участки под социальные учреждения выделяли по остаточному принципу, то сейчас все чаще застройщики делают школы центром района. В таких случаях пространства образовательного учреждения, к примеру, стадион или уличные тренажеры, становятся доступны для жителей. А актовые залы или атриумы используют для проведения районных мероприятий.

Есть примеры, когда школы становятся драйверами развития территории: ради инновационного образовательного центра в новые ЖК переезжают жить люди из других район или даже других городов.

Бренд Воронежа

Одним из примеров сочетания всех составляющих успешной школы, перечисленных спикерами, является воронежский Образовательный центр «Содружество». По словам главного архитектора проекта Аллы Лалакиной, за два года он стал брендом и достопримечательностью Воронежа. Многие дети города мечтают там учиться. На данный момент в мегашколе уже более трех тысяч учеников (при проектной мощности 2860 мест).

- При проектировании мы тесно взаимодействовали с функциональным заказчиком – Воронежским институтом развития образования. Именно эта организация транслировала нам свои идеи по организации учебного процесса. Их задумки мы воплотили в своих архитектурно-планировочных решениях, - рассказала Алла Лалакина.

Архитектор напомнила, что здание мегашколы разделено на два блока – начальную (1040 мест) и старшую (1820 мест) школы – которые соединены переходом на первом этаже. В основе планировочной структуры «лучевая» схема: у каждого блока есть свое центральное ядро (атриум), от которого «лучиками» расходятся специализированные учебные модули. В старшей школе – это «наука», «технологии и IT», «искусство», «спорт». В начальной школе два учебных модуля и спортивное ядро. Блоки оборудованы всем необходимым для развития детей. К примеру, весь первый этаж блока «наука» занимают лаборатории, а в блоке «технологии и IT» - учебными мастерскими, начиная от обработки металла и, заканчивая программированием и 3D-моделированием.

Главным общественным пространством в мегашколе является многоуровневый атриум с амфитеатром на 700 мест. Это настоящее сердце школы, где на каждой перемене кипит жизнь: дети поют в караоке, танцуют, устраивают флешмобы. Масштабы атриума впечатляют, а 1,5 тысячи м2 светопрозрачного потолка создают уникальную атмосферу. Помимо атриума в каждой школе есть зрительные залы для более камерных мероприятий.

Библиотека в мегашколе оборудована системой самообслуживания: там установлены станции регистрации и возврата книг (у каждого ребенка есть электронный читательский билет), а также антибактериальной обработки книг.

Столовую в старшей школе заменило многоуровневое кафе с четырьмя обеденными залами, каждый из которых имеет свой уникальный дизайн. У начальной школы собственный обеденный зал – общим является только пищеблок.

Лучшие практики

Подводя итог, участники сессии отметили, что подход к проектированию образовательных учреждений за последнее десятилетие существенно изменился. Конечно, большее количество инновационных школ появляются в Москве, однако и в регионах начинают использовать новаторские практики.

Как рассказал модератор дискуссионной площадки, генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО Сергей Остроух, желающих представить свой образовательный проект в рамках сессии было гораздо больше. Однако организаторы выбрали примеры, которые считают лучшими, в том числе и воронежский Образовательный центр «Содружество».

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии