Итоги XIX конференции: о качестве градостроительства - Александр Селезнёв

Уважаемые коллеги!

Мы продолжаем публиковать фотоотчёт и доклады участников XIX городской практической конференции «Проблемы качества законодательства, градостроительства, инженерных изысканий, проектирования, строительства, промышленности строительных материалов, экспертизы и эксплуатации объектов недвижимости», состоявшейся 11 ноября 2021 года.

О качестве градостроительства с докладом на тему: «К вопросу о сохранении и формировании городской среды Санкт-Петербурга» перед участниками конференции выступил Александр Сергеевич Селезнев – член Правления Всемирного клуба петербуржцев, член Правления Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России

Комфортная городская среда – включает в себя градостроительство и, в широком смысле, социальное обеспечение горожан объектами благоустройства и транспортной инфраструктурой.  Причем в тесной временной увязке. Отдельно говорить о качестве архитектуры с учетом многообразия, а порой и «натворенного» безобразия можно очень долго. Но «нельзя объять необъятное». Как представитель Всемирного клуба петербуржцев - общественной организации, которой исполнилось уже 30 лет, расскажу немного о нашей работе. Авторитет клуба определяется не только тем, что его Президентом многие годы является Михаил Борисович Пиотровский, членами правления – Владимир Петрович Яковлев, Борис Михайлович Кириков, Иван Григорьевич Уралов, а многими реализуемыми проектами. Ведь важна роль общественных организаций в возможности независимой, но профессиональной экспертизы и привлечении внимания к городским проблемам.

Более 15 лет назад клуб стал проводить известные многим, так называемые «Круглые столы по эстетике городской среды». По результатам обсуждения профессиональным экспертным советом, в том числе с выездами на место, издаются «Белая, красная и черная книга» посвященные состоянию городской среды. Не переходя на персоналии, надо подчеркнуть - к сожалению количество объектов, включенных в “красную” и “черную” книги, год от года продолжает расти. Здесь отмечается и констатация безвозвратных потерь, включая искажение ценных «открыточных» видов и панорам, разрушение отдельных исторических объектов, утрата традиций ансамблевой застройки и предупреждения об опасности пренебрежения градостроительными,  архитектурными и эстетическими принципами, традициями и историей города, внесенного в список мирового культурного наследия и многое другое... Но Клуб не только называет ошибки - строителям и архитекторам объектов, включаемых в “белую книгу” на торжественных Ассамблеях вручается специальный золотой “Знак соответствия”.  Клуб также активно участвует в международной премии “Золотой Трезини”, международной премии им. Н. Рериха.  По инициативе Клуба петербуржцев в городе появился проспект Крузенштерна, сквер Георга Отса и т.п.

Но встает вопрос – а что делать с градостроительными ошибками, которые как ни трудно, но можно исправить? Конечно, это определенные затраты, но - главное иметь волю. Может быть подключить Законодателя, чтобы юридически обязывать приводить отдельный новострой в вид достойный северной столицы. Или усилить ответственность согласующих инстанций за допуск проектов, ухудшающих архитектурный облик Петербурга.

Кстати, при разработке новогоднего оформления этого года специалистами подготовлен брендбук с мотивами Имперской столицы, который обсуждался и на Правлении нашего Клуба... Не пора ли и проектировщикам, и застройщикам предложить определенные требования соответствия разрабатываемых проектов Великому городу, может быть закреплённые в отдельном архитектурном Кодексе)).

Определенные проблемы в дорожном строительстве и транспортном обеспечении могут быть связаны с отсутствием, увязанной с Генпланом, современной Комплексной транспортной схемы города. Ведь возвращение к старой доброй практике разработки полноценной КТС, тем более в условиях развывшейся агломерации с Ленинградской областью – это и анализ суточных и сезонных миграций, и прогноз уровней авто-, мото- и веломобилизации, и развитие сети объектов хранения и обслуживания всех видов личных транспортных средств, освобождение центра и развитие маршрутной сети общественного транспорта. Странно, например, когда ежегодно при формировании районами “народного бюджета” с очень небольшим, выделяемым финансированием, жителями предлагаются проекты велосипедных дорожек в зонах активного строительства, то есть там, где они (велодорожки) должны быть предусмотрены уже на стадии проектирования улично-дорожной сети.

Правительство города активно и довольно успешно работает над увеличением бюджета Петербурга, значит и собственные возможности города по закрытию неремонтируемых «дыр» в центральной части, приведению в порядок фасадов, в том числе балконного хозяйства возрастают. Но и владельцы, в том числе годами разрушающихся объектов старой застройки, должны нести ответственность за доставляемые горожанам и гостям города неудобства, в том числе нарушение эстетики городской среды. Здесь и затянутые сетками расселенные здания, новодельные неорганичные вставки с унылой отделкой, пугающие «техно-крыши», утрированные выводы воздуховодов и въезды-жалюзи в дома исторического центра, фасадное остекление, не скрывающее внутренние технические коммуникации некоторых торговых комплексов, выступающие над фундаментом и тротуаром планировки с целью максимально увеличить площади объектов.

Конечно, надо признать, что строительный комплекс совершил значительный прорыв в районах массового строительства, есть примеры удачного создания новых городских пространств, в условиях ковидных ограничений решаются задачи качественной реализации проектов.

Облик многих районов города меняется с каждым годом, есть реальные достижения и в благоустройстве. Может быть, стоит активнее вовлекать СМИ в пропаганду хорошего, стимулировать их через поддержку проводимых журналистских конкурсов. Недостаточно внимания, на мой взгляд, уделяется информированию граждан о реализации различных проектов, например, особенно остро воспринимаемой уплотнительной застройки, вопросов реконструкции исторических зданий. При этом есть возможность заблаговременно использовать и районную, и муниципальную прессу. В том числе, и при подготовке и проведении общественных слушаний.

Но неверно расписываться в том, что объективны тенденции строительства объектов, максимально использующих площади застройки без учета формирования архитектурной, культурной и социально-бытовой среды. Это, по сути, означает признавать неуправляемость, либо потенциальную коррупционность процесса.

Эклектика застройки лакун исторического центра, «дома-нахлебники» и искажение “небесной линии” набережных Невы. Неприемлемо и продолжение порочной и антигуманной практики создания спальных районов типа Кудрово, отличающихся несоответствием природному и человеческому масштабу, этаких гетто с домами – «человейниками», как их теперь называют...

Регулятор в результате порой оказывается не столько органом, формирующим комфортную городскую среду, определяющим архитектурно-планировочную политику, сколько удовлетворяющим запросы отдельных застройщиков на отдельно взятых территориях. И город может потерять, да что греха таить – постепенно теряет свою неповторимость, целостность и предназначение...

Конечно, в архитектуре, как в любом творческом процессе – есть удачи и «не очень». Но если в сценическом или музыкальном искусстве слабое произведение быстро снимается с репертуара, то построенное не так или не в том месте, остается надолго… И одна из причин видится в абсолютизации влияния заказчика (денег) на архитектора и в умалении роли Градостроителя в самом высоком смысле этого слова. Причем, думается, если должность Главного архитектора города поднять до уровня вице-губернатора, как стратегическую, это может дать новые возможности руководства процессом, повысит ответственность, координацию и качество работы всех участников архитектурно-строительного комплекса по формированию и развитию единой комфортной городской среды Петербургской агломерации.

Призываю коллег-строителей еще на стадии проектирования более вдумчиво с учетом возможностей  новых компьютерных технологий вглядеться в свои проекты, насколько они соответствуют облику великого города, в котором мы живем, будут ли наши внуки и правнуки, рассказывая об уникальной петербургской архитектуре, с гордостью упоминать построенные вами здания и приводить их в качестве примера лучшей архитектуры Петербурга 21 века. Приглашаю вас к конструктивному диалогу между Всемирным клубом петербуржцев и профессиональным строительным сообществом в целях совместного поиска решений, которые позволят даже в наше непростое в плане экономики время создавать проекты, достойные нашего великого города.

Поделиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии