Минстрой предлагает освободить от ЗОС застройщиков, работающих через эскроу

09.10.2019

Изменения в закон могут внести уже в осеннюю сессию, — сообщает dp.ru
Сегодня строить на деньги дольщиков можно, лишь получив заключение о соответствии (ЗОС) застройщика и проектной декларации требованиям 214–ФЗ. Документ этот нужен и тем, кто деньги дольщиков получает напрямую, и открывшим эскроу–счета. «Мы считаем эту меру избыточной. Возможно, уже в осеннюю сессию будем вносить изменения, чтобы отменить заключение о соответствии во всех регионах», — заявил замглавы Минстроя Никита Стасишин.

«ЗОС необходимо для оформления заявки на проектное финансирование. Это формальное требование, но на его выполнение требуются время и ресурсы. Отмена облегчит жизнь застройщикам и ускорит процесс получения кредитов. Подобное решение Минстроя можно только приветствовать, как и любые шаги к снижению административных барьеров», — считает Алексей Плюта, директор по экономике и финансам компании «Мегалит — Охта Групп».

«Отмена ЗОС продиктована бессмысленностью этого документа в парадигме новой схемы привлечения средств, и никаких значительных изменений для застройщиков не произойдет, возможно, немного уменьшится бумажная работа», — соглашается Николай Урусов, генеральный директор ГК «Красная стрела». «Получение ЗОС дублирует информацию о застройщике, которая в обязательном порядке размещается на сайте Единой информационной системы жилищного строительства. Наша компания получила проектное финансирование в банке „Дом.РФ“, и если бы изменения внесли раньше, то запуск проекта ускорился бы», — комментирует Мария Баланкова, заместитель генерального директора по развитию ГК «Полис Групп».

«На первый взгляд, это должно позитивно сказаться на сроках организации строительства и позволить зайти на рынок добросовестным компаниям взамен тех, кто по каким–то причинам не продолжил работу в новых условиях. С другой стороны, банки в отсутствие ЗОС — привычного для них «знака качества» — могут организовать более тщательные проверки заемщиков и потребовать дополнительного обеспечения обязательств», — поясняет Анастасия Коробейникова, партнер АБ «Ковальчук и партнеры».

Юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Людмила Степанова уверена, что предлагаемые Минстроем изменения находятся в русле реформирования закона № 214–ФЗ. «Учитывая необходимость „приспособления“ к новым нормам, наличие переходного периода в части сохранения правила о выдаче ЗОС может являться обоснованным. Начиная с 2017–го в закон № 214–ФЗ было внесено большое количество изменений, сейчас в нем значительное количество переходных положений, и к разным застройщикам и проектам применяются разные нормы. Необходимо посмотреть, как работают новые нормы на практике, чтобы можно было предлагать очередные изменения», — говорит она.

«В случае принятия поправки об отмене ЗОС по новым проектам сложнее всего будет разобраться дольщику, так как у одного застройщика могут быть в портфеле проекты с наличием ЗОС и без него, а это может затруднить выбор дольщика при покупке квартиры. Информационное поле о принятых изменениях в 214–ФЗ должно работать очень оперативно, и новая информация должна своевременно размещаться на уполномоченных сайтах», — добавляет Мария Баланкова.

«Самое эффективное изменение в законодательство, на мой взгляд, — это поставить мораторий на внесение изменений в законодательство минимум на 5 лет, а лучше — на 10. Стройка — это достаточно длительный цикл, а у нас в год успевает вступить в силу по пять нововведений. Девелоперы просто не успевают подстраиваться», — резюмирует Сергей Ярошенко, генеральный директор ГК «КВС».

Наталья Бурковская

TOP