Строительная отрасль России. Что впереди?

17.05.2019

В середине апреля в Торгово-промышленной палате РФ прошла Всероссийская конференция «Стратегия развития строительной отрасли в Российской Федерации» — сообщает «Строительный эксперт». Организаторами мероприятия выступили СРО Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс», СРО Ассоциация проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков», Ассоциация «Национальное объединение строителей». Конференция состоялась при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ, Аналитического центра при Правительстве РФ.

У представителей строительного сообщества впервые за последние 20 лет появилась возможность совместными усилиями сформировать макроэкономические показатели и принципы устройства строительной сферы, которые предстоит достичь и реализовать до 2030 г.

Все то, что происходит в строительстве, является зеркалом, отражающим экономические процессы. Вот почему стратегия развития отрасли не просто определяет существование строительства как отдельно взятой сферы производственной деятельности. Она формирует взаимодействие строительства со всеми смежными отраслями и общим вектором развития экономики. Об этом и многом другом говорили участники прошедшей конференции.

Ефим Владимирович Басин – Почетный президент Ассоциации «Национальное объединение строителей», председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере строительства, президент Ассоциации «МОС», Герой Социалистического Труда:

— Нобелевский лауреат Василий Васильевич Леонтьев еще в 1925 г. назвал градостроительство скелетом экономики любого государства. Строительная отрасль действительно очень важна для нашей страны.К сожалению, сегодня отечественный стройкомиплекс пребывает в тяжелом состоянии. На протяжении 6 лет снижается уровень инвестиций. В последние три года сократился ввод жилья в эксплуатацию примерно на 10 млн м2.Рентабельность отрасли часто опускается ниже уровня инфляции.Это вызывает колоссальные трудности в строительных компаниях, многие из которых банкротятся.Президент РФ в национальном проекте «Жилье и городская среда» поставил колоссальную задачу на ближайшие 6 лет: надо ежегодно обеспечивать жильем 5 млн семей, то есть вводить в строй 120 млн м2.Сегодня мы сдаем в эксплуатацию 75–80 млн м2, что рассчитано на 3 млн семей.

Допущен целый ряд серьезных ошибок.Например, указанные в нацпроекте 120 млн м2 жилья предполагается распределить следующим образом: 80 млн м2 – в многоквартирных домах и 40 млн м2 – в малоэтажных. Эти цифры следует пересмотреть, поскольку уже сегодня более 40% индивидуального жилья строится благодаря инициативе населения.

В настоящее время вводятся в эксплуатацию многоквартирные дома средней высотности 16,3 этажей. И это происходит в нашей стране, где так много неосвоенных земельных ресурсов. Сегодня в России населенными пунктами занято всего лишь 1,17% всей территории. Если мы увеличим данный показатель всего лишь на 0,1%, то это позволит нам ежегодно сдавать в эксплуатацию еще примерно 1 млн м2 жилья.Особое внимание следует уделять строительству малоэтажного жилья, тем более, что оно примерно на 30–40% дешевле многоэтажного. Необходимо также принимать во внимание жизненный цикл многоэтажных домов, который составляет 50 лет. Нужно уже сегодня думать о том, как утилизировать эти городские каменные джунгли с учетом экологии, логистики и т.д.

С переходом на проектное финансирование и расчет с застройщиками по эскроу-счетам на стройках останутся только крупные компании. А что же делать мелким и средним предприятиям, доля которых сегодня в сторойкомплексе составляет 95%? Только малоэтажное строительство может обеспечить их загрузку.

Есть и другие проблемы, связанные с необходимостью перехода на ресурсный метод, неотработанной системой заключения контрактов, внедрением технологий «умных» домов и «умных» городов. Все это предстоит учесть при выработке новой стратегии развития строительной отрасли РФ.

Дмитрий Анатольевич Волков – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:

— Хотелось бы поделиться видением подходов к разработке стратегии. Мы предпринимаем не первую, а уже 6-ю попытку определиться со стратегией развития отрасли. К сожалению, итоговый, понятный профессионалам и принятый ими документ так и не появился и на то есть объективные причины.Они заключаются в том, что у представителей профессионального сообщества нет единого взгляда на будущее стройкомплекса. И, тем не менее, надо решать задачу по выработке стратегии, поставленную министром строительства и ЖКХ. Не видя завтрашнего дня, сосредоточившись только на решении текущих проблем, мы не придем к успеху.

Стратегия, конечно, должна быть инновационной. Достичь этого можно сообща, отталкиваясь от понимания, что не только Минсторой является аккумулятором строительной деятельности. Есть и другие участники строительного процесса: Министерство транспорта, Министерство энергетики, Министерство экономического развития.

Нам нужна прорывная стратегия, позволяющая увидеть перспективу. К ее выработке необходимо привлечь как можно большее количество компетентных людей, настоящих профессионалов.

Следует также определить соотношение распределения сил для решения уже существующих задач и тех, что определят будущее отрасли. К 2024 г. нам предстоит научиться строить по 120 млн м2 жилья в год. Но что дальше? Как будет развиваться отрасль завтра, что станет ее локомотивом, какие технологии будут базовыми? Ответы на эти вопросы необходимо увязывать с реализацией нынешних национальных проектов.

Важное дополнение. Ежегодной сдачей в эксплуатацию 120 млн м2 жилья в год не исчерпываются реализация программы «Жилье и городская среда». Нужно, чтобы эти квадратные метры кто-то купил. Для того, чтобы это произошло, необходимо создавать новые рабочие места. Вывод: направленность стройкомплекса на увеличение к 2024 г. количества построенного жилья нужно рассматривать в тесной связи с решением другой задачи – строительством новых или реконструкцией существующих промышленных предприятий. Только в этом случае развитие сферы жилищного строительства будет иметь смысл.

Минстрой РФ, Госстрой РФ, Аналитический центр при Правительстве РФ предлагают полицентрическую модель разработки стратегии. В этом процессе будут участвовать несколько экспертных групп. Далее с проектом стратегии познакомятся представители профессионального сообщества, внесут свои изменения и дополнения. Координацию этого проектного процесса будет осуществлять Главгосэкспертиа РФ – организация, способная правильно выстроить диалог сторон, примирить все точки зрения и выработать некую сбалансированную программу развития стройкомплекса.

Наконец, главныйвопрос: какая базовая идея лежит в основе стратегии? Она – в росте конкурентоспособности. В противном случае мы потеряем крупных подрядчиков, проектировщиков, профессионализм, и, в конечном счете, – отраслевую специализацию.

Конечно, мы должны с уважением относиться к средним и мелким фирмам. Но все же нам нужны крупные, сильные компании для того, чтобы росли финансовые возможности отрасли, ее технологическое обеспечение, профессионализм персонала. Мы, строители, действуем на открытом рынке, кстати, самом открытом в сравнении с нашими ближними соседями, бывшими республиками СССР, и мы чувствуем, что к нам приходят очень сильные конкуренты извне. Речь идет, прежде всего, о китайских строительных компаниях.

Необходимо выстроить «бесшовную» законодательную базу. Главный документ, которым пользуются наши строители – Градостроительный кодекс. Но в течение 10 лет в результате внесения более 100 изменений этот документ превратился в «лоскутное одеяло». В таком виде Градостроительный кодекс не является алгоритмом. Его нельзя превратить в процесс, который можно полностью реализовать в цифровом виде.

Глеб Геннадьевич Покатович – первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ:

— Важно понимать, что разрабатываемая стратегия развития строительной отрасли выходит за рамки даже одного нацпроекта. Задача, поставленная Президентом России – обеспечить экономический прорыв в целом, что конечно, затрагивает и строительную отрасль, которая будет развиваться от современного состояния. Невозможно себе представить реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» без участия строительной отрасли. Нельзя реализовать комплексный план по развитию и расширению магистральной инфраструктуры без привлечения строительной отрасли. Россия не сможет войти в пятерку крупнейших экономически развитых государств мира без помощи строительной отрасли.

Перед стройкомплексом поставлена первостепенная задача – выйти к 2024 г. на ежегодный показатель 120 млн м2 вводимого в строй жилья, и она должна быть выполнена. Но видение состояния отрасли послезавтра, ее будущих технологических и кадровых возможностей, научного обеспечения имеет принципиальное значение для того, чтобы реализовать следующий нацпроект, который появится, очевидно, после 2024 г.

Всем известно, что поставлена задача по доведению инвестиций в российскую экономику до 25% от ВВП. Известно также, что половина этих инвестиций придется на строительство. Это означает, что строительная отрасль получит возможность сконцентрировать ресурсы на приоритетных направлениях развития. Перед нами не ставятся невыполнимые задачи, не обеспеченные ресурсами, которые непонятно как решать. Сам механизм нацпроектов, всех в комплексе – это способ сфокусировать ресурсы на решении приоритетных задач. Мы должны все вместе сформировать будущий стратегический документ таким образом, чтобы было понимание, каким образом мы будем к 2030 г. решать следующие задачи.

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства был определен подход к разработке стратегии. В настоящее время он реализуется. Сформировано 11 проектных команд на базе ключевых организаций, обладающих основными компетенциями в соответствующих сферах. Это Главгосэкспертиза, Ассоциация строительных компаний и Ассоциация проектных компаний. Открытый диалог с расширенным приглашением к участию в нем уже ведется и будет продолжен. При этом процесс аккумулирования всех мнений обладает одной принципиальной особенностью. Нам очень важно получить не просто документ, который всех устроит – такого не бывает. Он по определению не может быть компромиссным, из которого убраны все острые углы и противоречия. Тем не менее, мы прикладываем все усилия, чтобы максимально конструктивно учесть позиции всех экспертов, которые участвуют в его разработке.

Следующий вопрос: нужно ли нам опираться на зарубежный опыт или идти своим путем?

Как уже отмечалось, главным пунктом стратегии должно стать повышение конкурентоспособности отрасли. Конечно, можно воспользоваться китайским или американским «рецептом» и слепо внедрять его в нашу российскую практику, в надежде на то, что он не замедлит принести результаты. Считаю такую позицию опрометчивой. Убежден, что потенциал роста конкурентоспособности отрасли находится внутри нее. Однако это не означает, что нужно «зарыть голову в песок», и не смотреть по сторонам. Нам всегда есть чему поучиться у иностранных коллег, тем более, что принятый подход к выработке стратегии изобретен не нами. Нужно заимствовать успешный зарубежный опыт, но опираться при этом на собственный потенциал.

Анвар Шамухамедович Шамузафаров – председатель Правления САР Ассоциация «Объединение строительных организаций среднего и малого бизнеса», первый вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), член Совета НОПРИЗ, член Правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), Почетный архитектор РФ, Заслуженный строитель РФ, кавалер Ордена Дружбы:

— В 1987 г. в Советском Союзе было построено максимальное количество жилья, но это строительство на 75% финансировалось за счет государственного бюджета. По итогам 2017 г. за счет бюджета всех уровней у нас финансировалось только 5,5% всего введенного в строй жилья. Остальные 94,5% строились благодаря частным инвестициям. Система ЖКХ в настоящее время более чем на 90% финансируется за счет средств населения.

Из-за того, что государство фактически ушло из системы жилищного строительства и финансирования ЖКХ, сегодняшний стройкомплекс сталкивается с очень серьезными проблемами, связанными с решением возложенных на него задач.

Было время, когда государство финансировало строительство и само же регулировало отрасль. Сейчас система изменилась, и на смену государственному регулированию в сферу строительства пришло самоуправление. Все логично: если отрасль перешла на самофинансирование (за вычетом 5%) и самоокупаемость, то она должна саморегулироваться.

Но вот что интересно: в уже неоднократно упомянутой программе «Жилье и городская среда» ставится задача поэтапного доведения к 2024 г. количества сдаваемого жилья до 120 млн м2 в год. В 2018 г. мы должны были построить 85–87 млн м2, а на деле получилось 75,66 млн м2. Неизвестно, сможем ли мы в 2019 г. выйти на такой показатель.

Когда в 1993 г. был принят первый вариант программы «Жилище», мы неожиданно получили письмо от вице-президента США Альберта Гора, в котором было сказано, что правительство США удивляется и восхищается теми реформами, которые проводятся в России, особенно в строительной сфере. Понятно, что в наше время радоваться похвале американцев не принято, но все же это было международным признанием. В результате появились целевые кредиты Всемирного банка на сумму примерно $700 млн на реализацию реформы в жилищной сфере. В связи с этим вопрос: сможем ли мы сегодня предпринять такие шаги, что бы к нам рекой потекли инвестиции от таких международных финансовых организаций, как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития? Эти поступления в свою очередь могли бы стать катализатором привлечения средств из других источников в экономику России. Думаю, если мы все вместе поработаем над стратегией развития отрасли, объединив опыт прошлого и новейшие знания, то добьемся неплохих результатов. 

(Подробнее об итогах на сайте конференции http://portal-sro.ru/conference/ )

TOP