Алексей Люкшин: об Указе Президента РФ №206 от 25.03.2020

31.03.2020

Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней»

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации постановляю:

  1. Установить с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
  2. Настоящий Указ не распространяется на работников:

а) непрерывно действующих организаций;

б) медицинских и аптечных организаций;

в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;

г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;

д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

— Во-первых, отмечу небрежность в юридической терминологии этого нормативного акта. Указ вводит новое для российского законодательства понятие «нерабочие дни с сохранением заработной платы», которого нет в действующем законодательстве, в частности в Трудовом Кодексе РФ. Самыми похожими понятиями в ТК РФ являются: «нерабочие праздничные дни» (ст. 112 ТК РФ) и «выходные дни» (ст. 111 ТК РФ).

Вместо того, чтобы использовать термин «карантин», использовано новое понятие, которое ставит многих в тупик. Очевидно, что это не праздник, значит скорее всего следует использовать понятие «выходной день».

 

Во-вторых, что есть «непрерывно действующая организация»?

В действующем Трудовом кодексе к таким организациям, работодателям отнесены предприятия, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям регулируются (абз. 3 ст. 111 ТК РФ). И, как мы уже привыкли, сам термин в законе не закреплен.

К работодателям, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям в различных источниках и позициях судов относятся в том числе: электростанции, телефонные станции, магазины, транспортные организации и т.д. 

То есть можно говорить, что к непрерывно действующим организациям относятся компании, которые не могут ни на один день остановить свои работы без нарушения своих производственных циклов. Или, для компании остановка невозможна в силу технических проблем.

Можно предположить, что если Правилами внутреннего трудового распорядка и Положением об оплате труда установлен суммированный учет рабочего времени и непрерывный характер деятельности, то на организацию не распространяются «карантинные выходные». При этом, важно будет доказать, что и ранее, до эпидемии, предприятие не закрывалось на выходные, в том числе на длинные (новогодние каникулы). То есть, если никогда предприятие не закрывалось на выходные по причине непрерывного производственного цикла, то и сейчас не должно быть закрытым.

 

Теперь ответы на вопросы «Строительного Еженедельника»:

  1. На какие строительные организации и предприятия стройиндустрии не распространяется этот указ?

— Полагаю, не распространяется на те организации и предприятия, у которых действительно объективный непрерывный технологический цикл. Не субъективный (мы же разоримся!), а объективный. То есть, остановив предприятие, его не запустить без несоразмеримых материальных потерь.

 

  1. — С юридической точки зрения, предприятия, перечисленные в п. 2 Указа, «имеют право» не останавливать работу или «не имеют права» останавливать?

— Про «право» в Указе ничего не сказано. Небрежность юридической техники при принятии этого указа повлияла и на этот вопрос. В Указе не сказано про остановку предприятия, сказано про объявление нерабочих дней. В общем, если это считать именно «выходными днями, то можно применить нормы ст. 152-153 ТК РФ о возможности привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни в порядке, предусмотренном законом с оплатой в двойном размере.

НО, Указ принят не для объявления выходных, а в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации. Увы, это новая для нас всех реальность, и боюсь, что наказание для непослушных может быть жестким, с использованием ответственности отнюдь не административной.

В общем, не советую играть с этим.

 

  1. — Можно ли считать строительно-монтажные работы – «непрпрывно действующими» (подп. «а», п. 2. Указа)? Ведь остановка строительства без корректно проведенной консервации может повлиять на качество уже возведенных конструкций.

— Ответ прост. Если и ранее, не останавливали работу даже на выходные, и тем более на новогодние каникулы, причем именно по технологическим причинам, а не по экономическим, или договорным, то можно не останавливать. Но, бремя доказывания невозможности остановки никто не снимает.

 

  1. — Какие ремонтные работы можно признать «неотложными» (подп. «д», п. 2 Указа)?

— Предположу, неотложные ремонтные работы, это те работы, остановка которых повлияет на безопасность ремонтируемого объекта, прежде всего для окружающих. Или приведет к неминуемому разрушению объекта.

 

  1. — Можно ли не останавливать предприятия по производству стройматериалов на основании того, что подп. «в» п. 2 Указа разрешает не прекращать работы «организаций, обеспечивающих население… товарами первой необходимости», а в Перечне товаров первой необходимости п. 14 – «Строительные и отделочные материалы и инструменты», а п. 15 – «Санитарно-технические изделия»?

— Правительство РФ в Постановлении от 27.03.2020 дало разъяснение К товарам первой необходимости отнесены и Строительные и отделочные материалы и инструменты (п. 14)

 

  1. — В п. 5 Указа оговаривается, что СМИ должны «обеспечить численность работников, обеспечивающих с 30 марта по 2 апреля их функционирование». Нужно ли предприятиям стройиндустрии составлять подобные списки, если они намерены продолжить работать в этот период?

— Намерены работать? То есть намерены нарушать Указ? Все мы знаем, что по словам Салтыкова-Щедрина суровость российских законов смягчается необязательностью их применения. И мы знаем, что наказание за нарушение законов всегда выборочное. Вот и решайте-гадайте, попадёте ли «под раздачу» или повезет. А списки, списки составляйте, эффект «плацебо» никто не отменял.

 

  1. — Вообще, нужно ли таким организациям как-то  обосновывать свою позицию и уведомлять власти о своем решении?

— Полагаю, если ваша компания 100% является непрерывной, то уведомить с обоснованием полезно. В остальных случаях, может помочь в будущем, может и нет.

 

  1. — Какие меры возможны в отношении тех компаний, которые не выполнили Указ президента, в т.ч. если они неправильно его трактовали?

— Неправильно трактовать тут сложно. Ответственность вплоть до уголовной, тем более она усилена. Но, это скорее для тех, чьи сотрудники вышли на работу, заразились или заразили, что привело к госпитализации и не дай бог, к смерти.

 

Алексей Люкшин, проект «Адвокат Строителя»

Кандидат юридических наук

TOP