П. В. Горячкин "Об отдельных вопросах контрактной системы в сфере строительства"

05.06.2019

Как показывает практика, большинство проблем возникает не от того, что подрядчик допустил нормативно-технически и технологически возможные отступления от проектных решений и изначальной сметы, а от того, что стороны надлежащим образом не обосновали, не согласовали и не оформили это в процессе исполнения контракта, или не пошли по пути приостановки работ, расторжения контракта по соглашению сторон и новой закупки, особенно в случае необходимости выполнения дополнительных, неучтенных сметой работ!
Оставив в смете к контракту, а главное в актах выполненных работ изначальные позиции, но фактически отступив от них, стороны сами «подводят» себя под возможную административную, а зачастую и уголовную ответственность…

Сметная документация получила положительное заключение государственной экспертизы и была использована государственным заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта. 
Законодательство в системе государственных (муниципальных) закупок исходит из того, что технической документацией должен быть учтен весь комплекс работ, а в смете учтены все затраты по предстоящим работам. Частью 3 Статьи 7. 44-ФЗ определено, что информация, размещенная в Единой информационной системе (ЕИС), в том числе и проектно-сметная документация, должна быть полной и достоверной. Подтверждением достоверности сметной стоимости в установленном законом случаях является Заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427). 
К сожалению это далеко не так!

При наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках мероприятий финансового контроля, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы). 
Объектом контроля является не сама смета, а то как подрядчик по ней работает!
Данной позиции придерживается и Федеральное Казначейство России.

При этом законодательство исходит из того, что подрядчик, будучи профессиональным участником в сфере строительства, на стадии проведения электронного аукциона, предшествующей заключению контракта, принимает на себя обязанность по выполнению работ в соответствии с документацией аукциона, и должен оценить с учетом надлежащей степени заботливости и осмотрительности возможность выполнения всего перечня работ до того, как приступит к их выполнению.

ОДНАКО МЫ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕМ, ЧТО СТРОИТЕЛЬСТВО — ЭТО НЕ ЗАКУПКА КАРАНДАШЕЙ В ШКОЛУ И ЗАРАНЕЕ УЧЕСТЬ ВСЕ НЮАНСОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕОБХОДИМОСТЬ В ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РАБОТАХ, ИЛИ КОРРЕКТИРОВКИ СУЩЕСТВУЮЩИХ, НА СТАДИИ ЗАКУПКИ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ, ОСОБЕННО КОГДА И САМА ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ В СТАДИИ «П»!

Подрядчик в случае применения ненадлежащих расценок заказчиком не должен нести неблагоприятные для себя последствия, в том числе, если на момент подписания актов о приемке заказчик не оспаривал стоимость выполненных работ и подписал акты с расценками (сметными нормативами), соответствующими контракту.

Ответственность за изначально неверно установленную начальную (максимальную) цену, в том числе содержащую ошибки и неточности в сметной документации, от которой начинался конкурсный отсчет и установленный впоследствии органом бюджетно-финансового контроля (контрольной проверкой) избыточный расход бюджетных денежных средств несет не подрядчик, а лицо, ответственное за разработку сметной документации и ее утверждение.

При проведении контрольных мероприятий выявляется несоответствие сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, принятых при расчете стоимости выполненных работ, сметным нормам и расценкам, коэффициентам (индексам) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размерам лимитированных и прочих затрат, нормам накладных расходов, сметной прибыли и другим нормативам, предусмотренным контрактом на выполнение работ.

Требование заказчика о возврате излишне уплаченных сумм по государственному (муниципальному) контракту и предъявление подрядчику неосновательного обогащения по результатам контрольных мероприятий уполномоченным органом финансового контроля может быть обосновано ТОЛЬКО при невыполнении или ненадлежащем выполнении подрядчиком работ по контракту, отступлением от проектных решений и сметы отсутствие соответствующих согласований с заказчиком), в том числе в случае необоснованного завышения объема и (или) стоимости выполненных работ и затрат, и только если они не могли быть установлены при обычном способе приемки работ и наличии доказательств, свидетельствующих о скрытом характере выявленных нарушений, в том числе умышленно скрытых подрядчиком.

Изменения в контрактной системе с 1 июля 2019 года в части расширения оснований и возможностей у сторон изменять существенные условия контракта, в том за счет дополнительных работ, а в отдельных случаях и до 30 процентов цены контракта, позволят снять остроту и отчасти правовую неопределённость в вопросах обоснованности затрат и расчетов за выполненные строительные работы.

TOP