Календарь мероприятий

01.12

Международная неделя урбанистики, серия мероприятий, посвященных развитию городской среды

15 ноября 2016 г. в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, в рамках Международной недели урбанистики Urban Week, состоялся «Убранистический диктант» и лекция дизайнера и архитектора Рюда Рейтелингспергера, основателя архитектурного объединения Observatorium (Роттердам, Нидерланды).http://www.spbgasu.ru/Novosti/2383/

Международная неделя урбанистики, серия мероприятий, посвященных развитию городской среды, проводится в Санкт-Петербурге уже не первый год. Девизом нынешней «урбанистической недели» стали слова К. Г. Паустовского: «Город должен быть прекрасен…. Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать…». Для Рюда Рейтелингспергера и его коллег этот девиз не просто слова, а образ жизни.

Рюд с сотоварищами из Observatorium отличаются нестандартным подходом к проектированию объектов городской среды: они специализируются не на традиционном конструировании зданий или помещений, а на преображении городских пространств, работая по принципу «арти-тектуры», то есть гармонично соединяя функциональное строительство (архитектура), искусство и воображение (арт). «Мы считаем, что архитектура, культура и искусство являются неотъемлемой частью создания города», - утверждает Рюд.

«Мы занимаемся изготовлением городов. Это больше не прерогатива исключительно архитекторов и строителей. Мы включаем в эту игру молодежь, самих жителей городов, которые хотят самостоятельно создавать те города, в которых живут. Города создаются всеми». Современный архитектор, по мнению, Рюда, не имеет права сидеть за столом и проектировать рабочее пространство в отрыве от жизни. Он должен выходить в это рабочее пространство, организовывать его, общаться с жителями, слушать и слышать их. Люди – главный ориентир современных архитекторов.  Никакое переосмысление пост-индустриальных пустошей, унылых типовых застроек и заброшенных железнодорожных станций невозможно без простых людей, которые способны вдохнуть в новое, амбициозное, арти-тектурное пространство искру жизни. Люди приходят и приносят свои идеи, вместе с людьми появляются звуки, запахи, свет, возникает искусство, то есть материализация чувственных ощущений, то, к чему можно прикоснуться в реальности. Лишь после этого начинается настоящая работа арти-тектора, работа по «сотворению города».

Именно благодаря общению с местными жителями на заброшенной железнодорожной станции в центре Роттердама появилась необычная красочная подъемная площадка, спроектированная группой Observatorium. Двадцатиметровая высота сооружения позволяет любому желающему полюбоваться на крыши города и даже переночевать в узкой, но уютной кабинке, установленной на самом верху, сквозь стеклянные стены которой прекрасно видно звездное небо. Вроде бы, мелочь. Но пустое доселе место, прибежище маргиналов и подозрительных личностей, внезапно ожило, сбросило путы депрессии, стало популярным, приобрело совершенно иной вид и статус.

Похожая трансформация произошла и со старым шахтерским городком в Восточной Германии. Правда, стоит оговориться, в данном случае важнейшую роль в преобразовании пространства сыграли не только люди, но и история. «История, - подчеркивает Рюд, - мощнейший инструмент архитектурного творчества. Мир меняется, из прошлого вырастает будущее, но прошлое нельзя забывать». Объединение Observatorium решило не сносить наводящие тоску промышленные постройки прошлого века, но – очеловечить их. В первую очередь Рюд и его коллеги облагородили пейзаж – посадили деревья, построили велосипедные дорожки и пешеходные тропинки, разбили небольшие сады, везде и всюду разместили информационные стенды, рассказывающие историю городка, чуть-чуть обновили фасады зданий и оборудовали бывшие производственные помещения под уютную гостиницу, набрав доброжелательный и приветливый, подобающий новоявленному духу места, персонал. И вновь случилось чудо – здания видоизменились, приобрели импозантность, налет некой исторической таинственности и даже красоту; всеми забытый городок очнулся от долгого сна, в него устремились туристы.

Почти то же самое случилось и в Роттердаме, с Восточной площадью. Гнетущая промышленная зона, расположенная рядом с метро, нагоняла ужас и отвращение на окрестных жителей, но лишь до тех пор, пока за дело не взялись профессионалы Observatorium. Бережно, хотя и в своеобразном, модернистском, виде, воссоздав исторические реалии (ветряную мельницу, памятник голландским пехотинцам, когда-то маршировавшим по площади), посадив деревья, разбив газоны и построив детские площадки, арти-текторы вернули из небытия целый пласт истории, и люди – впервые за пятьдесят лет! – вышли на площадь без неприязни и испуга, вышли, чтобы больше с нее не уходить. Благодаря мягкому, но интенсивному освещению, новоявленной красоте и необычности площадь на сегодняшний день уже не задворки Роттердама, а магнит, центр притяжения городских жителей.

А центром притяжения туристов неожиданно стал намывной порт Роттердама, самый западный кусочек Нидерландов, где стараниями и усилиями коллектива Observatorium появился единственный в мире исчезающий объект искусства – цементная дюна высотой пятнадцать метров, состоящая из распахнутых настежь окон. Данной скульптурной композицией Рюд и его коллеги «хотят пробудить в людях любопытство к окружающему миру… Иногда нужно остановиться, оглядеться и увидеть этот мир». И люди из разных стран и континентов потянулись в порт Роттердама, чтобы полюбоваться «конечной точкой мира», изо дня в день заметаемой песком. Рюд не сомневается – через десять-пятнадцать лет цементная дюна полностью скроется под слоем песка, станет, наконец, настоящей дюной. И подобную трансформацию – поглощение искусственного объекта живой природой – искусства истинного и нерукотворного – обязательно надо отпраздновать.

Этим жизнеутверждающим призывом Рюд Рейтелингспергер завершил свою лекцию, а затем ответил на вопросы студентов, собравшихся возле него небольшой, но внимательно слушающей группой. Общаясь с будущими архитекторами, Рюд немного рассказал о своем творческом пути, о работах группы Observatorium, а также выразил надежду приехать в будущем году в Санкт-Петербург, чтобы прочитать в СПбГАСУ полный цикл лекций по арти-тектуре, о которой он может говорить бесконечно.

«Никогда не говорите «нет», - напутствовал он на прощание молодых людей. - Поначалу многое пугает, но все равно надо браться и делать. Потом все как-то само собой сложится, получится.  Всегда говорите «да».

«Да» - говорим мы напоследок творческой эстетике группы Observatorium и желаем им дальнейших творческих успехов. 

http://www.spbgasu.ru/Novosti/2383/

наши партнеры

logopss_mini.jpg

stroysoyuz_mini.jpg

logotip_npp.jpg

souzpetrostroy_standart2017.jpg

luckshin.jpg

 

klub_buhgalterov_1.gif