Анонсы мероприятий

В этом году праздничная программа Дня строителя стала еще более насыщенной и разноплановой.

Календарь мероприятий

2018
июля
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
2526272829301
234678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
01.12

Международная неделя урбанистики, серия мероприятий, посвященных развитию городской среды

15 ноября 2016 г. в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, в рамках Международной недели урбанистики Urban Week, состоялся «Убранистический диктант» и лекция дизайнера и архитектора Рюда Рейтелингспергера, основателя архитектурного объединения Observatorium (Роттердам, Нидерланды).http://www.spbgasu.ru/Novosti/2383/

Международная неделя урбанистики, серия мероприятий, посвященных развитию городской среды, проводится в Санкт-Петербурге уже не первый год. Девизом нынешней «урбанистической недели» стали слова К. Г. Паустовского: «Город должен быть прекрасен…. Сделайте города такими, чтобы ими можно было гордиться, чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать…». Для Рюда Рейтелингспергера и его коллег этот девиз не просто слова, а образ жизни.

Рюд с сотоварищами из Observatorium отличаются нестандартным подходом к проектированию объектов городской среды: они специализируются не на традиционном конструировании зданий или помещений, а на преображении городских пространств, работая по принципу «арти-тектуры», то есть гармонично соединяя функциональное строительство (архитектура), искусство и воображение (арт). «Мы считаем, что архитектура, культура и искусство являются неотъемлемой частью создания города», - утверждает Рюд.

«Мы занимаемся изготовлением городов. Это больше не прерогатива исключительно архитекторов и строителей. Мы включаем в эту игру молодежь, самих жителей городов, которые хотят самостоятельно создавать те города, в которых живут. Города создаются всеми». Современный архитектор, по мнению, Рюда, не имеет права сидеть за столом и проектировать рабочее пространство в отрыве от жизни. Он должен выходить в это рабочее пространство, организовывать его, общаться с жителями, слушать и слышать их. Люди – главный ориентир современных архитекторов.  Никакое переосмысление пост-индустриальных пустошей, унылых типовых застроек и заброшенных железнодорожных станций невозможно без простых людей, которые способны вдохнуть в новое, амбициозное, арти-тектурное пространство искру жизни. Люди приходят и приносят свои идеи, вместе с людьми появляются звуки, запахи, свет, возникает искусство, то есть материализация чувственных ощущений, то, к чему можно прикоснуться в реальности. Лишь после этого начинается настоящая работа арти-тектора, работа по «сотворению города».

Именно благодаря общению с местными жителями на заброшенной железнодорожной станции в центре Роттердама появилась необычная красочная подъемная площадка, спроектированная группой Observatorium. Двадцатиметровая высота сооружения позволяет любому желающему полюбоваться на крыши города и даже переночевать в узкой, но уютной кабинке, установленной на самом верху, сквозь стеклянные стены которой прекрасно видно звездное небо. Вроде бы, мелочь. Но пустое доселе место, прибежище маргиналов и подозрительных личностей, внезапно ожило, сбросило путы депрессии, стало популярным, приобрело совершенно иной вид и статус.

Похожая трансформация произошла и со старым шахтерским городком в Восточной Германии. Правда, стоит оговориться, в данном случае важнейшую роль в преобразовании пространства сыграли не только люди, но и история. «История, - подчеркивает Рюд, - мощнейший инструмент архитектурного творчества. Мир меняется, из прошлого вырастает будущее, но прошлое нельзя забывать». Объединение Observatorium решило не сносить наводящие тоску промышленные постройки прошлого века, но – очеловечить их. В первую очередь Рюд и его коллеги облагородили пейзаж – посадили деревья, построили велосипедные дорожки и пешеходные тропинки, разбили небольшие сады, везде и всюду разместили информационные стенды, рассказывающие историю городка, чуть-чуть обновили фасады зданий и оборудовали бывшие производственные помещения под уютную гостиницу, набрав доброжелательный и приветливый, подобающий новоявленному духу места, персонал. И вновь случилось чудо – здания видоизменились, приобрели импозантность, налет некой исторической таинственности и даже красоту; всеми забытый городок очнулся от долгого сна, в него устремились туристы.

Почти то же самое случилось и в Роттердаме, с Восточной площадью. Гнетущая промышленная зона, расположенная рядом с метро, нагоняла ужас и отвращение на окрестных жителей, но лишь до тех пор, пока за дело не взялись профессионалы Observatorium. Бережно, хотя и в своеобразном, модернистском, виде, воссоздав исторические реалии (ветряную мельницу, памятник голландским пехотинцам, когда-то маршировавшим по площади), посадив деревья, разбив газоны и построив детские площадки, арти-текторы вернули из небытия целый пласт истории, и люди – впервые за пятьдесят лет! – вышли на площадь без неприязни и испуга, вышли, чтобы больше с нее не уходить. Благодаря мягкому, но интенсивному освещению, новоявленной красоте и необычности площадь на сегодняшний день уже не задворки Роттердама, а магнит, центр притяжения городских жителей.

А центром притяжения туристов неожиданно стал намывной порт Роттердама, самый западный кусочек Нидерландов, где стараниями и усилиями коллектива Observatorium появился единственный в мире исчезающий объект искусства – цементная дюна высотой пятнадцать метров, состоящая из распахнутых настежь окон. Данной скульптурной композицией Рюд и его коллеги «хотят пробудить в людях любопытство к окружающему миру… Иногда нужно остановиться, оглядеться и увидеть этот мир». И люди из разных стран и континентов потянулись в порт Роттердама, чтобы полюбоваться «конечной точкой мира», изо дня в день заметаемой песком. Рюд не сомневается – через десять-пятнадцать лет цементная дюна полностью скроется под слоем песка, станет, наконец, настоящей дюной. И подобную трансформацию – поглощение искусственного объекта живой природой – искусства истинного и нерукотворного – обязательно надо отпраздновать.

Этим жизнеутверждающим призывом Рюд Рейтелингспергер завершил свою лекцию, а затем ответил на вопросы студентов, собравшихся возле него небольшой, но внимательно слушающей группой. Общаясь с будущими архитекторами, Рюд немного рассказал о своем творческом пути, о работах группы Observatorium, а также выразил надежду приехать в будущем году в Санкт-Петербург, чтобы прочитать в СПбГАСУ полный цикл лекций по арти-тектуре, о которой он может говорить бесконечно.

«Никогда не говорите «нет», - напутствовал он на прощание молодых людей. - Поначалу многое пугает, но все равно надо браться и делать. Потом все как-то само собой сложится, получится.  Всегда говорите «да».

«Да» - говорим мы напоследок творческой эстетике группы Observatorium и желаем им дальнейших творческих успехов. 

http://www.spbgasu.ru/Novosti/2383/

наши партнеры

logopss_mini.jpg

stroysoyuz_mini.jpg

logotip_npp.jpg

souzpetrostroy_standart2017.jpg

luckshin.jpg

 

klub_buhgalterov_1.gif